Сон под музыку, рок-концерт и рассвет на берегу Камы: что готовит зрителям Дягилевский фестиваль

Дягилевский фестиваль — 2018 откроется 14 июня и продлится до 24 июня. Зрители увидят разные направления, жанры, стили и форматы. Будет звучать старинная музыка и продолжатся исследования актуальных музыкальных тенденций, неожиданные авторские трактовки будут соседствовать с академичным исполнением, ночные события будут сменяться утренними концертами. Фестиваль пройдет на десяти городских площадках.

Must see Дягилевского фестиваля

Главным событием Дягилевского фестиваля станет премьера драматической оратории Артюра Онеггера «Жанна на костре» в постановке одного из самых востребованных и обсуждаемых в мире режиссеров Ромео Кастеллуччи. «Жанна на костре» — копродукция Пермского театра оперы и балета и нескольких крупных сцен Европы: Лионской национальной оперы (Франция), театра Ла Монне/Де Мюнт (Бельгия) и Театра Базеля (Швейцария). Премьера спектакля состоялась в начале прошлого года в Лионе и, как обычно это происходит с проектами режиссера-новатора, вызвала массу споров и никого не оставила равнодушными. Новая постановка Кастеллуччи откроет Дягилевский фестиваль. Главные роли в ней исполняют драматические артисты — звезды французского театра и кино Одри Бонне и Дени Лаван. Музыкальную составляющую в пермской версии спектакля представят оркестр и хор musicAeterna. Спектакль будет идти на сцене Пермского театра оперы и балета в течение первых трех дней фестиваля. За дирижерский пульт встанут Теодор Курентзис (14 и 16 июня) и Петр Белякин (15 июня).

По значимости и степени новизны оперной постановке не уступает хореографический проект, который будет показан в разгар фестиваля — 19 и 20 июня — авангардный балет Nicht Sсhlafen («Не спать») знаменитого бельгийского хореографа Алена Плателя, исполненный артистами его танцевальной компании les ballets C de la B. Смелая и жесткая хореография Алена Плателя под музыку Густава Малера с противопоставленным ей африканским полифоническим пением, радикальная, тревожная сценография художницы из Нидерландов Берлинды де Брёйкере впервые были представлены публике на RUHRtriennale в 2016 году. Балет проехал по нескольким крупным фестивальным площадкам Европы и теперь впервые будет исполнен в России. Творчество Плателя, впрочем, уже известно фестивальной публике: в 2014 году он и его артисты представляли на Дягилевском фестивале вокально-хореографическую композицию С(h)oeurs на музыку Верди и Вагнера.

Исследование различных форм творческого поиска продолжат постановка основателя театральной компании Ex Machina, театрального и кинорежиссера Робера Лепажа Needles and Opium («Иглы и опиум»), сценическая композиция в исполнении австрийской актрисы Изабель Караян Miss Death meets Mr. Shostakovich и новый проект крупной представительницы нью-йоркского авангарда, работающей на стыке различных художественных практик Меридит Монк Cellular Songs.

Одно из самых ожидаемых событий фестиваля — исполнение симфонии Густава Малера Фестивальным оркестром под управлением Теодора Курентзиса — традиционно закрывает программу. На этот раз прозвучит Четвертая симфония и связанные с ней сочинения из вокального цикла «Волшебный рог мальчика».

Теодор Курентзис

Теодор Курентзис, художественный руководитель Пермского театра оперы и балета:

Наша мечта и идея Дягилевского фестиваля – создавать что-то новое. Это принцип, которого придерживался Сергей Дягилев – смотреть на три-четыре шага вперед, создавать задел для развития культуры будущего. Эту же идею стараемся воплотить и мы. И в этом году нам это определенно удалось. Программа, которую мы сформировали - одна из лучших, какие мы представляли, способная конкурировать с событиями крупнейших мировых фестивалей.

Спать или не спать - новые фестивальные форматы

Более спокойной стилистически, но не менее яркой и насыщенной с точки зрения содержания стала концертная программа фестиваля, представленная камерными концертами, сольными выступлениями, гала выдающихся современных музыкантов.

Впервые за последние годы на Дягилевском фестивале прозвучит джазовая музыка в исполнении признанного мастера импровизации — лондонского музыканта российского происхождения Евгения Стригалева. И, как обычно, будет старинная музыка. Идеально владеющий техникой аутентичного исполнительства бельгийский ансамбль graindelavoix, уже выступавший на фестивале в 2016 году, возвращается с полифонической византийской и греческой музыкой. Зрители фестиваля получат возможность услышать полный фортепианный цикл Леонида Десятникова «Буковинские песни» в исполнении примы Пермской оперы Надежды Павловой и пианиста Алексея Гориболя. Целиком цикл будет исполняться в России впервые.

Еще один постоянный участник фестиваля — Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ) — продолжит исследовать пространство современной музыки на примере сочинений Георга Фридриха Хааса, Арво Пярта и Энно Поппе. Хор musicAeterna исполнит фрагменты цикла марианских антифонов молодого композитора Алексея Ретинского, сочинение которого Теодор Курентзис впервые представил российской публике в феврале в Москве.

Дягилевский фестиваль продолжает экспериментировать с форматами. Любителей темноты и таинственности ждет очередной piano-gala. На этот раз в ночном концерте примут участие четыре знаменитых пианиста: Алексей Любимов, Александр Мельников, Алексей Зуев и Вячеслав Попругин. Вновь фестиваль предлагает встречать рассвет на берегу Камы после изысканных и утонченных утренних концертов в Пермской художественной галерее. Тех же, кто мечтает выспаться, заинтересует новый формат — sleep concert. Впервые опробованный еще в 1980-е, он до сих пор воспринимается как нечто странное и не очень понятное, но пользуется большой популярностью у любителей свежих впечатлений. В соответствии с концепцией «концертов для сна», каждый зритель займет не кресло, а кровать, получит подушку и одеяло и после третьего звонка погрузится в полную темноту, сон и звуки музыки, чтобы исследовать границы своего воображения и возможности подсознания. Восьмичасовую колыбельную для участников проекта будут исполнять музыканты Фестивального оркестра Николай Скачков и Сергей Полтавский. Концерты пройдут в зале гостиницы «Урал».

Марк де Мони, генеральный продюсер Международного Дягилевского фестиваля:

Сила и привлекательность Дягилевского фестиваля в том, что каждый может не только выбрать событие, отвечающее его интересам и вкусу, но и открыть для себя что-то новое. Здесь есть место разным эпохам, разным эстетикам, жанрам и направлениям. При этом в программе нет решительно ничего привычного, всё, что в ней представлено — будь то признанный шедевр или авангардное, экспериментальное сочинение — находится вне времени, это всё — искусство в чистом виде. Фестиваль очень масштабный, он вышел на уровень крупнейших международных фестивалей, и этого удалось достичь во многом благодаря партнерству со Сбербанком, который в этом году впервые выступает в роли генерального спонсора. Это будут фантастические 11 дней.

Фестивальный клуб и образовательная программа

В дни проведения фестиваля жизнь в городе подчиняется его необычному графику и потребностям. В этом году фестиваль осваивает новые площадки. Помимо уже знакомых залов: Частной филармонии «Триумф», Дома Дягилева, Органного зала и Художественной галереи — события фестиваля пройдут, например, в пространствах ДК Солдатова, ТЮЗа и гостиницы «Урал».

Вновь в сквере возле театра будет работать Фестивальный клуб — место встреч, обсуждения событий, рождения новых идей. За 154 часа работы в уютном павильоне с верандой и кофейней пройдет более 80 мероприятий. Например, зрители смогут увидеть видеоверсии спектаклей фестиваля в Экс-ан-Провансе в постановке Дмитрия Чернякова, Кэти Митчелл, Ричарда Джонса, Питера Селларса в проекте «Опера на экране». В театральном сквере пройдут серии танцевальных уроков и совместных читок.

Актуальные методы театра, новые техники, язык и возможности интерпретации можно будет обсудить на лекциях и мастер-классах Образовательной программы, в которой примут участие российские и европейские эксперты в области современной музыки и театра. Студенты-участники Образовательной программы представят зрителям собственный проект — созданную ими мини-оперу. И впервые в этом году в рамках Образовательной программы отдельный блок под названием Women in Art будет посвящен женщинам в искусстве. Студентки, обучающиеся редким среди женщин специальностям, таким как: дирижирование, игра на кларнете и ударных, получат дополнительную возможность расширить свой музыкальный опыт. 

Подробная программа фестиваля будет опубликована на сайте проекта до конца недели. Продажа билетов откроется, ориентировочно, через две недели. В этом году будет действовать новая схема продажи вездеходов на события основной программы фестиваля. Поскольку количество желающих существенно превышает количество вездеходов, право приобрести один из 20-ти вездеходов будет разыграно среди всех, подавших заявку. Заявки будут приниматься с 30 марта по 6 апреля 2018. К вечеру 6 апреля станут известны имена победителей.

Теперь не нужно думать, как и где провести выходные. Все мероприятия города вы найдете на портале в разделе "Афиша"!