Теперь не по карте и не за наличные: новый способ оплаты в транспорте с 20 августа поставил в тупик россиян
Конкуренция за пассажиров в Санкт-Петербурге способствует разнообразию способов оплаты проезда
В Санкт-Петербурге пассажиры общественного транспорта имеют широкий выбор методов оплаты, что создаёт как интерес, так и некоторую путаницу. В городе доступны различные варианты проездных билетов и расчетов, сообщается на портале ДП.ру.
Оплатить проезд можно с помощью транспортной карты «Подорожник», «Единой карты петербуржца» (ЕКП), карт платёжной системы «Мир», а также любых других банковских карт. Однако каждый из этих способов имеет различные тарифы, что может вызывать недоумение.
Например, в наземном транспорте поездка по «Подорожнику» стоит 44 рубля, по ЕКП — 42 рубля, через мобильное приложение ЕКП — 40 рублей, а по карте «Мир» или её мобильной версии — 44 рубля. В метро скидки на карту «Мир» не предусмотрены, а тарифы по ЕКП идентичны для физических и виртуальных карт.
Город предлагает обширный выбор «билетного меню» и разнообразных способов оплаты, что делает пользование транспортом удобным для жителей. Все современные безналичные методы расчета доступны в Петербурге. ГКУ «Организатор перевозок» сообщило о тестировании возможности оплаты через систему быстрых платежей и мобильное приложение.
По мнению Ильи Резникова, эксперта по транспортным вопросам из ООО «Лабград», разнообразие тарифов и способов оплаты является правильным подходом и общепринятой практикой. Оплата с использованием банковских карт, электронных кошельков или проездных билетов оказывается более выгодной, чем наличная, что способствует большей прозрачности платежей и снижению доли «серых» схем.
Но кто же компенсирует disparity в тарифах для пассажиров?
Система оплаты в Петербурге может показаться запутанной для пользователей. Определить, чьи интересы здесь превалируют, бывает сложно, возможно, это интересы банков, которые заключают специальные соглашения с городом, предполагает эксперт. Тем не менее, пассажиры могут выбирать более выгодные тарифы.
Источник в Смольном уточнил, что продвижением оплаты картами занимаются банки-эквайеры и платёжная система «Мир». Скидка на разовый проезд при оплате банковской картой покрывается непосредственно этой платёжной системой.
«Эти меры направлены на привлечение дополнительных средств от пользователей карт и системы 'Мир'. В Петербурге ежегодно выполняется около 1,5 миллиарда поездок на сумму примерно 80 миллиардов рублей, значительная часть которых не поступает в компании, поэтому они активно стимулируют пассажиров», — рассказал источник ДП в Смольном.
Пресс-служба ЕКП отметила, что тарифы, скидки и их инициаторы зависят от типа транспорта. Например, разницу в 23 рубля между стандартным тарифом в метро (70 рублей) и тарифом по ЕКП (47 рублей) покрывает город. В наземном транспорте стандартная стоимость составляет 65 рублей, а по ЕКП — 42 рубля при оплате картой и 40 рублей при использовании смартфона с эмулированной картой ЕКП.
Разница в тарифах субсидируется как городом, так и АО «НСПК» (оператор платёжной системы 'Мир').
Установить точный срок действия скидок сложно, так как это зависит от успеха достигнутых договоренностей или изменений в городской администрации. В ЕКП сообщили, что до конца 2024 года тарифы на наземный и подземный транспорт останутся прежними, а решение о тарифах на 2025 год будет принято в декабре 2024 года.
Стоит заметить, что с 2023 года стоимость поездки по ЕКП в метро лишь на 2 рубля ниже, чем по «Подорожнику», в отличие от 10-рублевой разницы, которая наблюдалась в 2022 году.
Как сообщал "ДП", отмена значительных скидок по ЕКП стала ожидаемой: разнообразие тарифной сетки в зависимости от способа оплаты неизбежно потребовало бы увеличения субсидий для перевозчиков за счет городского бюджета. Выравнивание тарифов помогает избежать конфликта между «Подорожником» (управляемым городской администрацией) и ЕКП — проектом ЦБ РФ (единственным акционером АО «НСПК»).
Последние новости Перми уже в твоем телефоне - подписывайся на телеграм-канал «Пермь Новости»