Теперь не по карте и не за наличку: в общественном транспорте вводят неожиданный способ оплаты

Разнообразие способов оплаты проезда в Петербурге отражает борьбу за пользователей

Пассажиры общественного транспорта Санкт-Петербурга могут похвастаться широким выбором методов оплаты проезда. И это не случайно. Кроме множества проездных билетов, включая одиночные, существует множество способов расчета картами, сообщает DP.ru.

В городе доступны и транспортная карта "Подорожник", и "Единая карта петербуржца" (ЕКП), а также карты платёжной системы "Мир" и любые другие банковские карты. При этом тарифы варьируются, что может вызвать путаницу.

Например, в наземном транспорте проезд с помощью "Подорожника" стоит 44 рубля, с использованием ЕКП – 42 рубля, а оплатив через банковское приложение, эмулированное на смартфоне, пассажир заплатит 40 рублей. Для карт системы "Мир" тариф составляет 44 рубля, как при оплате картой, так и через мобильное устройство. В метрополитене, однако, не предусмотрены скидки для карт "Мир", в то время как ЕКП предоставляет льготы, не разделяя их на физическую и виртуальную.

"Мы создали разнообразное меню билетов для оплаты проезда в городском транспорте, а также обширный список способов оплаты. Это сделано с целью максимального удобства для граждан, так что сейчас в городе доступны все современным безналичные методы расчёта", — прокомментировали в ГКУ "Организатор перевозок", добавив, что в настоящее время тестируется возможность оплаты через систему быстрых платежей и мобильное приложение.

В теории это называется "развито тартабное меню", что является положительной практикой, отмечает эксперт в области транспортного развития ООО "Лабград" Илья Резников.

Практика, при которой расчёт банковской картой, электронным кошельком или проездным обходится дешевле, чем наличными, является довольно распространённой, в том числе в других российских городах. Главная цель здесь — повышение прозрачности расчетов за проезд и отказ от неформальных схем.

Кто покрывает разницу в тарифах на пассажирские перевозки?

"Ситуация в Петербурге не совсем логична для пассажиров. Чьи интересы при этом превалируют — сложно сказать. Возможно, это интересы различных банков. Каждый из них заключает свои соглашения с городскими властями, и остается лишь догадываться о условиях. Хотя пассажиры в итоге могут выбирать, как сэкономить, что является положительным моментом," — отмечает эксперт.

Один из источников в Смольном сообщает, что банки-эквайеры и платёжная система "Мир" активно продвигают оплату банковскими картами. При этом скидки на разовый проезд при расчетах банковскими картами предоставляются исключительно платёжной системой "Мир".

"Это действительно попытка банков и платёжной системы “Мир” привлечь дополнительные финансовые потоки от пассажиров, использующих их карты. В Петербурге каждый год осуществляется 1,5 миллиарда поездок с общим оборотом в 80 миллиардов рублей. И значительная часть этого объема проходит мимо этих банков. Поэтому они стремятся мотивировать пассажиров," — комментирует Илья Резников.

Пресс-служба ЕКП разъяснила "ДП", что тарифы, величина скидки и её инициатор зависят от типа транспорта. Например, разница в 23 рубля между стандартным тарифом в метрополитене (70 рублей) и тарифом с использованием ЕКП (47 рублей) компенсируется городом. Стандартный тариф на наземном транспорте составляет 65 рублей, а тариф по ЕКП — 42 рубля при оплате пластиковой картой и 40 рублей при использовании смартфона с эмулированной ЕКП.

Разницу субсидируют как город, так и АО "НСПК" (оператор платёжной системы "Мир").

Никто не знает, как долго будут действовать эти скидки. Возможно, это зависит от того, сможет ли сторона договориться или произойдут изменения в городской администрации, когда снова возникнет необходимость в переговорах. В ЕКП уверили, что до конца 2024 года тарифы на наземный транспорт и метрополитен не изменятся. Решение о тарифах на 2025 год и о субсидировании будет принято в конце декабря 2024 года.

Напомним, что с 2023 года стоимость проезда в метро по ЕКП лишь на 2 рубля ниже, чем по "Подорожнику", в отличие от 10-рублёвой разницы в 2022 году.

Как уже упоминалось в "ДП", отмена значительных скидок по ЕКП была предсказуема: разнообразие тарифов в зависимости от метода оплаты со временем могло привести к увеличению субсидий для перевозчиков за счет городского бюджета. Выравнивание тарифов помогает избежать конфликта между проектом "Подорожник", который курируется городской администрацией, и ЕКП, разработанной Центробанком России (единственным акционером АО "НСПК").

Собеседник издания в транспортном блоке Смольного сообщил, что приоритеты города заключаются в использовании "Подорожника" для оплаты как разовых, так и многоразовых поездок, как в физическом, так и в виртуальном формате, с акцентом на предоплату. Этот приоритет поддерживается городом путем установления самых низких тарифов.

Оплата проезда без использования валидатора

Что касается бортового оборудования, его обновление или замена является обязанностью перевозчиков. Петербургским компаниям приходится постоянно искать финансовые источники (десятки миллионов рублей) для таких модернизаций, хотя было бы разумно найти более кардинальное решение.

Например, в Твери с 2022 года пассажиры могут оплачивать проезд в общественном транспорте без необходимости "что-либо прикладывать". Этот метод работает благодаря геолокации и Bluetooth, и валидаторы совсем не требуются. Датчик, установленный в транспортном средстве, передает сигнал в мобильное приложение пассажира, которое определяет транспортное средство, маршрут, местоположение и стоимость проезда. Пассажиру достаточно войти в автобус или трамвай, открыть приложение и подтвердить оплату.

О данной технологии, известной как OpenLoop, недавно упоминал замглавы Минтранса Дмитрий Баканов на сессии по цифровизации транспорта, прошедшей в Первом троллейбусном парке Петербурга. Эта система способна отслеживать перемещения пассажира в течение дня, рассчитывать тариф и списывать оплату в конце дня. Чиновник отметил, что в последнее время возникают некоторые сложности с геолокацией, так как навигационные сигналы блокируются, что затрудняет внедрение и тестирование системы. Тем не менее, эксперимент продолжается в нескольких городах, включая Тверь и Ярославль.

По словам Баканова, в 2024 году ожидается подключение и Петербурга. Планируется, что тестирование системы начнется осенью в "Пассажиравтотрансе". На данный момент же петербуржцы могут пользоваться лишь личным кабинетом пассажира, который позволяет удалённо пополнять баланс на "Подорожник" и отслеживать историю своих поездок. Однако для активации отложенного пополнения карты по-прежнему необходимо выполнить действия вручную.

Последние новости Перми уже в твоем телефоне - подписывайся на телеграм-канал «Пермь Новости»