История ветерана: фронтовику запомнилось выступление Клавдии Шульженко
В рамках проекта «История ветерана» Анастасия Некрасова рассказала о своем дедушке.
Мой дед Павел Прондюк жил в селе на Западной Украине. Когда началась война, ему было 15 лет. Несколько раз село занимали немцы. Они искали партизан, которых в местных лесах было много, в том числе и из односельчан. Но были у деда и односельчане, примкнувшие к отрядам Бендеры.
Рискуя жизнью. Дед рассказывал, как, рискуя жизнью, стащил у немцев курицу, чтобы накормить четырех голодающих младших братьев и сестер. Мама у них умерла еще до войны. В апреле 1944 года, когда деду исполнилось 18 лет, его призвали в армию.
Он рассказывал: «Помню, дали обмундирование для отправки на фронт. Я был маленького роста, все шинели были мне велики. Всех моих земляков отправили, а меня не взяли. А я рвался на фронт, заплакал... А командир роты Мамонтов говорит: «Не расстраивайся, Прондюк, ты еще успеешь попасть на мясо».
Меня послали в колхоз на Кордон, кузнецом, в помощь селу. Бабы обрадовались, завалили работой, кормили хорошо. Через 2 недели – телеграмма: «Вернуться в часть». Там подобрали обмундирование, поставили укол под лопатку от холеры. Ночью в Курашиме нас погрузили в эшелоны и отправили на фронт…» Двери эшелона было приказано держать открытыми, чтобы в случае артобстрела успеть выскочить. Доехали до Минска, дальше поезда не шли. До Белостока шли пешком, далее в полном боевом снаряжении - в лес. Спали в шалашах, с автоматом под головой. Потом нас погрузили в машины и отправили на линию фронта.
На фронте всякое было: смерть товарищей, освобождение концлагерей, встреча с союзниками, трусость и смелость, страх и радость и огромная вера в нашу победу! Много на войне крови и смерти… Было ранение в голову, госпиталь. Приезжали на фронт артисты. Самое памятное выступление - Клавдии Шульженко. Разное было…
... Шел бой у Гданьска. В нашем взводе осталось в живых человек 10. Мой пулемет дал осечку, видимо, песок попал. Рядом товарищ - второй пулеметчик – стреляет. Немцы атакуют. Командир взвода – молодой, новенький – испугался, бросил нас, удрал. Я прочистил свой пулемет. Он вновь заработал. Высотку мы отстояли. После этого боя за отличные боевые действия мы получили благодарность, а наш «бесстрашный командир» - Орден Красной Звезды…
Присылайте истории своих ветеранов на сайте в разделе «Добавить новость» или в группу «ВКонтакте».
На войне брали в плен немцев. Сначала они кричали «Хай, Гитлер!», а потом - «Гитлер – капут!» В марте 1945 шли на Одер. За одну ночь прошли 57 километров. В Цопоте меня приняли в комсомол. Январь 1945 года. Перед наступлением на Варшаву в полк приехал маршал Рокоссовский. На плацу он произнес речь. Говорил, показывая на нас, стоявших в первом ряду: «Им еще молоко пить у матери дома, а они воюют. С такими ребятами (он показал на меня ) – мы обязательно победим!» А потом была Победа!
После войны меня звали на учения, но я всему учился сам. В 1946 наша дивизия переехала в Калугу на разминирование полей. Демобилизовали в 1951 году в звании гвардии- ефрейтор».
В 1953 году мой дед в первый раз после войны приехал домой. Отец его не узнал. Он помнил его маленьким пацаном невысокого роста, а вернулся высокий солдат, прошедший войну.
В Пермь дед попал, когда отправили его в командировку на строительство завода гипса и гипсовых изделий. Здесь встретил мою бабушку Зинаиду. У них родилось трое детей.
У дедушки есть много медалей. Главные для него: Орден Славы III степени (за спасение знамени полка при форсировании Одера) и благодарности Сталина.
Читайте все рассказы на портале progorod59.ru в разделе «История ветерана».