Цены выше, выбор меньше: что ждёт российский авторынок в 2026 году

Служба новостей Автор статьи

Перерасчёт утилизационного сбора, вступивший в силу 1 декабря, по оценкам ведущих специалистов, станет одним из главных факторов, влияющих на ситуацию на автомобильном рынке России в 2026 году. Изменение методики уже отражается на стоимости машин, спросе и покупательском поведении, рассказали эксперты в материале для «Парламентской газеты».

В первой половине 2025 года средняя цена нового легкового автомобиля составляла около 3,14 млн рублей, подержанного — примерно 1,14 млн. Во второй половине года цены начали расти из-за корректировки порядка расчёта утильсбора, отмены льгот при ввозе через страны ЕАЭС и пересмотра ставок. Новые правила повышают затраты на импорт автомобилей и косвенно увеличивают стоимость и российских моделей.

Автоэксперт Игорь Моржаретто отметил, что за год цены уже выросли примерно на 10%, и в следующем году ожидается схожая динамика. Он подчеркнул, что повышение связано не только с утильсбором, но и с ростом НДС с 1 января, что затронет все автомобили без исключения. В таких условиях, по мнению специалистов, стоит обратить внимание на отечественные марки и сборки, включая Haval, Tenet и машины, выпускаемые на «Автоторе».

Президент Союза автоэкспертов и оценщиков Олег Амиров сообщил, что несмотря на рост цен, объём рынка в 2026 году может не опуститься ниже уровня текущего года, хотя первые месяцы будут сложными. По его словам, падение в начале периода может смениться постепенным восстановлением, как это происходило в 2025 году.

Экономические факторы также воздействуют на предпочтения покупателей. Снижение доступности кредитов и рост расходов заставят многих россиян выбирать более компактные и недорогие автомобили. Эксперты объясняют, что человек, располагающий тремя миллионами рублей, раньше мог позволить себе внедорожник, но теперь он, скорее всего, выберет седан.

Данные «Автостата» подтверждают общее снижение спроса: за 11 месяцев 2025 года рынок новых легковых автомобилей сократился на 18%, а основу продаж по-прежнему составляют китайские бренды, хотя их показатели также падают.

Согласно базовому прогнозу агентства, в 2026 году рынок может вырасти до примерно 1,45 млн новых машин при благоприятных условиях или снизиться до 1,2 млн в менее успешном сценарии. Заместитель начальника аналитического отдела Виктор Пушкарёв отмечает, что многое зависит как от налоговой нагрузки, так и от общей экономической ситуации.

Последние новости Перми уже в твоем телефоне - подписывайся на телеграм-канал «Пермь Новости»