Морской пейзаж: красота и величие водной стихии

Созерцание панорам разбушевавшегося моря вызывает в нашем сознании настоящую бурю эмоций. Одновременно мы можем ощущать и страх перед дикой стихией, и восхищение перед холодным блеском накатывающихся волн. Неудивительно, что этот сюжет полотен стал одним из самых любимых для романтиков всех эпох. Изобразительное искусство обнажает внутреннюю красоту морской стихии, творит ее художественный образ и демонстрирует зрителю потрясающие сочетания оттенков морских волн, незаметных невооруженному глазу.
История появления и развития жанра
Жанр морского пейзажа или, как его еще называют, марина начал активно развиваться после изобретения линейной перспективы, светотени, пропорциональности и других основ живописи. Сначала водная стихия присутствовала на полотнах на заднем плане в качестве смыслового фона, раскрывающего дополнительные подробности общего повествования, но постепенно фокус внимания начинает смещаться и водная стихия превращается в самостоятельный сюжет.

Одной из первых картин в жанре морского пейзажа считается полотно «Португальский флот н фоне скалистого берега» (1520) Корнелиса Антониса. Другой знаковой работой того времени стала «Большая битва в Неаполитанском заливе» кисти Питера Брейгеля. Но окончательное оформление марины как самостоятельного жанра произошло в Голландии в XVII веке. Крупные морские сражения и путешествия в далекие страны стали самыми обсуждаемыми событиями социальной и политической жизни страны того времени. Из-за этого возникает устойчивый спрос на художественные произведения, воспевающие знаковые события.  Среди мастеров того времени наибольшую славу сыскал Корнелис Вром, авторский стиль которого отличался вниманием к мельчайшим деталям и необычными для той эпохи цветовые решения.

После Голландии мода на марину охватывает Францию, а позже и другие страны Европы. Величие военных армад постепенно уступает место на полотнах другим мотивам из жизни морских путешественников. Пожалуй, самым значительным и драматичным из них становится кораблекрушение. Силуэты гибнущих кораблей на грозовом или закатном горизонте давали возможность художникам продемонстрировать свои умения работать с цветом и создавать драматическое повествование. Одной из знаковых работ этого поджанра считается «Плот Медуза» (1819) Теодора Жерико. В связи с развитием новых направлений современного искусства интерес к жанру несколько ослабел. Это связано с его тематическим однообразием и пресыщенностью аудитории. И все же марина не исчезла из картинных галерей полностью: работы в этом жанре часто встречается в творчестве художников с романтическим мироощущением.
Самые известные работы в жанре морского пейзажа
1. «Большая волна в Канагаве» (1823-1831). Гравюра на дереве известного японского художника Кацусики Хокусая считается одним из самых узнаваемых на Западе произведений азиатской художественной культуры. Шедевр был создан в серии «Тридцать шесть видов Фудзи» в первой половине XIX века. В центре повествования находится почитаемая в Японии гора Фудзияма. Из-за нарушения пропорций она теряется под полуаркой гигантской волны на переднем плане, но это композиционное решение оправдано с точки зрения японской художественной традиции направления укиё-э. Насыщенность цвета морской волне придает краска берлинская лазурь. Оттиски гравюры сегодня можно увидеть в музеях Франции, США и Британии. 

2. «Вид моря близ Ле Сент-Мари-де-ла-Мер» (1888). Картина кисти Винсента Ван Гога выполнена в характерной для стиля мастера постимпрессионистической манере. Полотно станет неожиданностью для всех поклонников живописи, знакомых с творчеством художника в основном по картинам «Звездная ночь» или «Подсолнухи». Все полотно соткано из мелких мазков зеленой, желтой, синей и белой краски. Небольшие волны на переднем плане словно накатываются на зрителя, вызывая ощущение спокойствия и уюта. Позитивные эмоции усиливают силуэты лодок с парусами вдали и теплая цветовая гамма.  Работа демонстрирует многогранность таланта Ван Гога и его умение работать в разных жанрах.

3. «Симфония в сером и зеленом. Океан» (1866-1872). Автором картины является один из основателей импрессионизма Клод Моне. Поговаривают, что полотно мастера было выставлено в одном зале с работой художника Эдуарда Мане в Парижском салоне. Из-за схожести фамилий многие посетители посчитали, что на самом деле автором картины является Мане, а не Моне. Художнику было вдвойне неприятно получать комплименты за чужую работу, да еще и в таком популярном по тем временам жанре. 

4. «Высадка царицы Савской» (1648). Картина кисти Клода Лоррена относится к переходному периоду, когда марина еще до конца не завершила свое оформление в самостоятельный жанр. Конъюнктура рынка требовала от мастеров постоянного обращения в своем творчестве к знаковым событиям для европейской культуры того времени (венчание королей, битвы, библейские события). Следует этому тренду, Клод Лоррен написал свой морской пейзаж, замаскированный под повествование о визите царицы Савской к царю Соломону.

5. «Устье Сены в Онфлере» (1865). Полотно принадлежит известному художнику Джеймсу Уистлеру, в творчестве которого отчетливо прослеживаются импрессионистические мотивы. Подобно другим художникам новой генерации его работы не принимали в Парижском салоне, ссылаясь на их несоответствие стандартам академизма или общественной морали. Марина Уистлера поражает зрителя удивительным спокойствием сюжета. Внутреннего покоя и равновесия цветовых решений художник достиг благодаря использованию холодных серо-зеленых тонов.
Морской пейзаж в украинском изобразительном искусстве
Украинские мастера активно работают в жанре марины, экспериментируя с разными стилями и техниками. Выход за рамки традиционных представлений о морском пейзаже дает возможность по-новому оценить его потенциал и найти актуальные интерпретации хорошо изученных сюжетов. Украинские мастера используют для написания полотен в стиле пейзаж с водой масляные краски, гуашь, акварель, акрил и пастель.

Александр Ольхов
Мастер обожает писать морские пейзажи в весьма неожиданном для этого жанра стиле экспрессионизма. Широкими мазками цветных красок художник прорисовывает фактуру волн и линию горизонта. Благодаря теплым тонам даже холодные пейзажи северных морей обретают необыкновенную живость и поднимают настроение. Художник часто использует технику приближения предметов для построения диалога со зрителем. 

Оксана Резник
Художница обожает экспериментировать с различными стилями модерна. Морские пейзажи поражают внимание зрителя своей магической притягательностью благодаря использованию техники маленьких мазков, характерной для постимпрессионизма. Дополняет внутреннее великолепие работы необычные колористические решения в теплой цветовой гамме. Морской пейзаж кисти Резник настраивает сознание зрителя на лирический лад, дарит ощущение радости и покоя. 

Марианна Маслова
Художница успешно комбинирует традиционные техники живописи с различными видами печати. Некоторые картины содержат прямые отсылки к классическим произведениям, подчеркивающим включенность творчества мастера в мировое искусство. Символизм, присущий полотнам Масловой, усиливает глубины эмоциональных переживаний зрителя и демонстрирует всеобщую связь классики и новаторства.

В онлайн галерее KyivGallery вы найдете широкий ассортимент картин в жанре марина и водный пейзаж кисти украинских мастеров. Каждая работа проходит экспертизу на предмет оригинальности и художественной ценности. В каталог галереи попадают только подлинные произведения искусства, способные принести своему владельцу подлинное эстетическое наслаждение. 

Популярное