Из-за новой орбиты РОС Россия лишится возможности запускать космонавтов

Wikimeda Commons
В 2010-е годы в «Роскосмосе» говорили, что будущая Российская орбитальная станция сможет летать по полярной орбите, что откроет новые возможности для науки. Однако после того, как в ноябре 2025 года Россия из-за аварии на Байконуре временно потеряла возможность выводить людей в космос, подход к выбору орбиты изменился. Теперь запуск пилотируемых кораблей с российских космодромов может стать значительно труднее.
Первый вице-премьер Денис Мантуров во время визита в Индию сообщил, что наклонение орбиты РОС составит 51,6 градуса — как у МКС и будущей индийской станции. Это резко отличается от ранних заявлений о стремлении вывести станцию на высокоширотную орбиту.
Еще три года назад Дмитрий Рогозин указывал, что именно полярная орбита даст «колоссальный объем информации» и позволит проводить новые исследования. Тогда же говорили, что станция будет работать в автоматическом режиме, а экипажи прибудут лишь для установки оборудования. Для оценки рисков даже запускали биоспутник «БИОН-М3», и летом–осенью 2025 года полярная орбита считалась вполне вероятным вариантом.
Резкая смена позиции произошла в ноябре 2025 года — одновременно с тем, как авария на Байконуре привела к остановке пилотируемых запусков. Учитывая отсутствие запасного стартового комплекса (от этой идеи отказались еще в 2010-х), оказалось важнее иметь станцию на орбите, откуда можно эвакуировать экипаж с помощью иностранных кораблей — прежде всего американских, а в перспективе и индийских.
Но такой выбор несет и минусы. Академик Лев Зеленый ранее подчеркивал, что полярная орбита была бы научно ценнее: она позволила бы наблюдать всю территорию России и Арктику и изучать малоизученные процессы в зоне полярных сияний. Теперь эти возможности будут потеряны.
Другой вопрос — место запусков. С космодрома Восточный отправлять корабли на орбиту с наклонением 51,6 градуса сложно: в случае аварийного спасения капсула попадет в воды и льды Охотского моря, где нет подходящей инфраструктуры. Система поиска и спасения для таких условий пока не создана. Реально обеспечивать пуски можно только с Байконура, что делает Россию зависимой от Казахстана — при том что гарантии бесперебойной работы космодрома отсутствуют.
При этом о восстановлении запасной площадки для пилотируемых запусков ничего не говорится. Итоговая конфигурация выглядит так, будто страна готова и дальше обходиться без альтернативы, а в случае новых аварий — рассчитывать на помощь иностранных партнёров. «Роскосмос» официальных разъяснений не дает, и, судя по прежней информационной политике, их в ближайшее время ждать не стоит.
Источник: Naked Science
Рекомендуем также:
Последние новости Перми уже в твоем телефоне - подписывайся на телеграм-канал «Пермь Новости»



