Композитор Геннадий Широглазов: «Нельзя отказываться от любой работы»

Редакция «Pro Город» продолжает свою рубрику «Аллея славы Прикамья». В ней мы публикуем интервью с горожанами, которые своими достижениями прославили родной регион не только в России, но и по всему миру. Цикл историй о великих людях современности направлен на развитие морально-этических норм и идеалов и поднятие культурного уровня жизни Пермского края. 

Первым о своей жизни рассказывал создатель и художественный руководитель театра «У Моста» Сергей Федотов - о нем и его уникальном детище знают за пределами России очень давно. Далее в списке пермяков, которые внесли значительный вклад в развитие региона, стала семейная пара Валерий и Ольга Сириновы. Они стояли у истоков создания Федерации танцевального спорта региона.

Сегодня «Pro Город» поближе познакомит читателей с композитором Геннадием Широглазовым. Он единственный пермяк,ставший лауреатом официальной программы Short Film corner Международного Каннского кинофестиваля. Геннадий Широглазов – человек с более чем богатым портфолио. Он и композитор, и педагог, и мультипликатор, и музыкант, и звукорежиссер. Благодаря своим работам сегодня за пределами Пермского края он известен гораздо больше, чем в родном регионе. Тем не менее, большую часть времени он проводит здесь, в Прикамье, делясь секретами своего мастерства с подрастающим поколением.
 
«Я композитор и пишу песни, музыку для художественного кино, короткометражных фильмов, спектаклей. Сегодня тридцать процентов моего времени уходит на мультипликацию – мы с коллегами из Перми и Москвы делаем мультсериал «Пчелография». Этот проект вполне может стать региональным брендом. Люди, увидев мультфильм, сразу же будут говорить себе: «Так это ж Пермь». В марте 2017 года, например, я буду представлять этот мультсериал на кинофестивале «За!» в Челябинске.
 
При работе над любым проектом важно продолжать профессиональный рост. Наша команда «Пчелографии», например, постоянно развивается. Мы узнаем новые приемы, мы познаем возможности друг друга. Думаю, у этого проекта большое будущее. Как минимум, больше, чем региональный бренд.
 
«Геннадий Широглазов» – это тоже некий бренд. Моя музыка уже звучала почти везде. Например, одним из достижений можно считать участие моей музыки к фильму в Еврокаталоге – фильм «Полено» режиссера Алексея Романова был представлен на Каннском фестивале в 2012 году.
С большим удовольствием работаю с пермской киностудией «Новый курс» и режиссером Павлом Печёнкиным. С его «Варламом Шаламовым» в 2014 году мы взяли «Золотого орла» – национальную премию кинематографии,  в том числе был номинирован на «Нику».
 
Государство иногда может помогать творческому человеку. В 2016 году я был стипендиатом Министерства культуры и сочинял произведения – аутентичную музыку Пермского края с использованием духовного стиха. С этим проектом выступили на международном фестивале Sound59. Помимо этого пишу музыку для «Каравая». Пишу камерную музыку, пишу монооперы. Главное – не останавливаться.
 
Поколение зрелых людей в других регионах страны знает меня по «Полену» и «Шаламову». Те, кто помоложе или совсем молоды, знают меня благодаря финалисту шоу «Голос» Мише Смирнову. Композитору всегда приятно, когда его музыка исполняется на должном уровне. Миша – молодец. То, что он делает – это здорово, тем более, для его лет. Из него может вырасти замечательный  артист.
 
Я одним из первых в Пермском крае стал использовать в киномузыке синтез музыки и шумов.
Для кино это очень удобно, ведь композитор одновременно выступает и звукорежиссером. Считается, что изначально этот прием использовал швейцарский композитор Андреас Фолленвайдер в «Книге роз». Я добавил в этот метод фольклор. Получается следующее: человек пишет, и скрип его пера создает ритмический узор, который превращается в музыкальную композицию. Человек переворачивает страницу – фьють! – музыка обогащается новыми гармоничными звуками. И так далее.
 
Сегодня ежедневно производится огромное количество медиапродукции. Сидишь ты такой знаменитый у себя дома, и не знаешь, что в соседней квартире кто-то снимает фильм, кто-то изобрел новый метод или подход.
 
Мне нравится то, что я делаю. Есть проекты коммерческие, есть работа для души. Иногда я играю со знакомыми в группе «Белая ворона», с которой когда-то исколесили всю Европу. Посидеть с инструментом в руках, поимпровизировать с его руководителем Сергеем Оняновым – это кайф, который ни с чем не сравнится. Тем более, в век компьютеров.
 Если не считать музыкальных критиков, за последние пять-шесть лет я стал единственным пермяком, принятым в Союз композиторов России. Для меня это стало очень большим достижением, потому что у меня нет консерваторского – высшего композиторского – образования. Вступление в союз – это как диплом для тех, кто добивается всего сам.
 
Мое главное достижение – востребованность. Не будь ее, не было бы ни зарплаты, ни желания творить дальше. Писать в стол, как многие, – очень сложно.
 
Постоянно работать – значит держать себя в тонусе. Нельзя отказываться ни от работы в кино, ни от театра, ни от мультипликации. Еще Альфред Шнитке говорил, что многие замыслы для своих гениальных произведений он черпал из опыта работы с кинематографом.
 
Мне очень понравилось работать с народной артисткой России Татьяной Полуэктовой. Сейчас она – режиссер Пермского театра оперы и балета. Это тот человек, который дает любому, кто с ней работает, новый толчок. Благодаря ей я сделал новый виток в развитии вокальной музыки.
 
Уже сейчас у меня учатся те, кто хочет научиться писать небольшие аранжировки или оформлять фильмы. Я преподаю основы звукорежиссуры в двух вузах – Пермском государственном гуманитарном педагогическом университете и Пермском государственном институте культуры. Возможно, в следующем году буду преподавать еще и по специальности «Композиция».
 
Я далеко не звезда. Звезда – это профессор Московской консерватории Юрий Каспаров, который тоже работал для мультипликаторов. Звезда – это профессор Российской академии музыки имени Гнесиных Кирилл Волков, который написал музыку почти к сотне фильмов. Среди композиторов звезд в России много, но выделять кого-то – неправильно.
 
Композитор пишет, чтобы его музыку как-то оценили. Но, с другой стороны, правильно оценить не сможет никто. Потому что то, что мы пишем – это персональное мироощущение, которое нельзя передать другому». 

                                                                                                                                     Беседовал Александр Еренко