Движения, развивающие мозг: каким детям необходимы занятия с нейропсихологом?

Ребенок гиперактивный или, наоборот, слишком медленно все делает? Он не понимает с первого раза или знает все правила поведения, но будто специально игнорирует их? Часто в подобных случаях родителям советуют обращаться к нейропсихологу. Многие просто не знают, чем занимается этом специалист, поэтому пугаются, думая, что это врач, или называют его консультации очередным «разводом на деньги». Вместе с нейропсихологом центра детского развития «Алые паруса» Татьяной Зюльгановой редакция портала progorod59.ru решила разобраться, каким детям и зачем нужны занятия с таким специалистом. 

Нейропсихолог занимается коррекцией внимания, памяти, мышления, а также поведения в зависимости от развития головного мозга ребенка. Такие специалисты раньше помогали восстанаваливаться взрослым после инсультов или черепно-мозговых травм. Сейчас нейропсихологи работают и с детьми. Ведь мозг ребенка более пластичный и быстро адаптируется, поэтому, если у него есть трудности, их можно быстро преодолеть. Этот специалист не врач, он работает не медикаментозными методами, а с помощью движений и развивающих упражнений. Со стороны это напоминает лечебную физкультуру и занятия с логопедом. Хотя для самого ребенка посещение нейропсихолога выглядит как игра.

Повод обратиться к нейропсихологу, если ваш ребенок:

  • неусидчивый, невнимательный, гиперактивный;
  • слишком медлителен, не успевает на уроке;
  • делает все очень медленно, как будто назло;
  • с первого раза ничего не понимает, надо десять раз повторить;
  • все понимает, правила знает, но ими не пользуется;
  • делает пропуски или перестановку букв в речи или письме;
  • у него зеркальное написание, некрасивый и неровный почерк;
  • медленно читает, медленное считает;
  • левша или амбидекстер (делает все одинаково обеими руками);
  • читает, но не понимает, что прочитал, не понимает условие задачи;
  • излишне эмоционален (агрессивный, капризный, либо чуть что, сразу в слезы).

Часто именно такие проблемы – «тревожные звоночки» – замечают родители дошкольников и школьников. Любое из подобных проявлений – повод пройти нейропсихологическую диагностику. На таких консультациях нейропсихолог центра «Алые паруса» более детально рассмотрит конкретный случай и определит причины возникновения трудностей у ребенка. Предпосылками к тому, что ребенку смогут в будущем понадобиться занятия с нейропсихологом, родители могут определить и в младенчестве.

«Вообще, нужно очень внимательно отнестись к тому, насколько своевременно, последовательно и качественно ребенок осваивает движения в первый год своей жизни. Потому что именно это является показателем развития определенных структур головного мозга, - рассказывает нейропсихолог центра «Алые паруса» Татьяна Зюльганова. –  Соответственно, если ребенок проскочил какой-то период, «перепутал» или прошел, но быстро, это свидетельство того, что мозг не получил достаточного развития, и как следствие родители позже, только через несколько лет, сталкиваются с проблемами в учебе, поведении своего ребенка, и в недоумении говорят: «Откуда? Почему? Все же нормально было!».

К примеру: ползание – это самый простой способ развития межполушарного взаимодействия, необходимое для того, чтобы мозг работал эффективно, не затрачивая дополнительных ресурсов для решения тех или иных задач (физиологических, психических, эмоциональных, интеллектуальных).

Занятия для детей: во что играть, чтобы ребенок развивался?

В том числе на основе ползания, специалисты-нейропсихологи проводят с детьми физические упражнения. Вот несколько из них, которые вы можете повторить дома:

1. Ползание. Все виды ползания выполняются сначала односторонними рукой и ногой, затем разносторонними

  • «Ящерица». Ползание на животе при помощи рук и ног (по-пластунски).
  • «Пловец». Ползание на спине, отталкиваясь ногами (одновременно обеими, затем поочередно правой и левой).
  •  «Слон». Ходьба на четвереньках.
  •  «Кошка в цирке». Ходьба на четвереньках, сначала поднимается рука и нога, затем они делают шаг вперед, далее поднимаются другие рука и нога, делается шаг.

2. Пальчиковая гимнастика. Выполняется одновременно двумя руками.

  • «Колечки». По очереди соединяем с большим пальцем подушечки других пальчиков. Сначала одинаковые пальчики на левой и правой руке, затем разносторонние.
  • «Зайчик-лисичка». На одной руке вытягиваем указательный и средний пальчики, а на другой – указательный и мизинец, меняем фигуры на руках через хлопок.
  •  «Класс!-Ок!». На одной руке большой палец поднят вверх («Класс!»), на другой – колечко из большого и указательного пальцев («Ок!»).

3. Динамический праксис. Смена фигур через хлопок.

  •  «Капитан». Одна рука подставляется к виску («отдать честь»), другая – «подзорная труба».
  • «Честь-во!». Одна рука – «отдать честь», другая рука – вперед с поднятым вверх большим пальцем («во!»).

Это самые распространенные упражнения, которые вы можете повторить с ребенком дома. Но это не значит, что этих занятий может быть достаточно вашему ребенку, чтобы помочь ему справиться с проблемами. Курс занятий с нейропсихологом составляется для каждого индивидуально. Кто-то может заниматься вместе со всеми на специальных авторских программах «Калейдоскоп» (для детей 5-7 лет) и «Мозайка» (для детей 4-5 лет). Кому-то нужны индивидуальные занятия с нейропсихологом. 

Если вы сомневаетесь, нужны ли вашему ребенку занятия с нейропсихологом, запишитесь на консультацию. Сотрудники центра развития «Алые паруса» всегда готовы ответить на волнующие вопросы и оказать помощь, поддержку в воспитании и развитии детей.

Чтобы узнать дату и время консультации, звоните по телефонам 2-477-255 или 8-922-64-75-17. Адрес: г. Пермь, Юрша, 62

Алые паруса – вместе творим чудеса!

Другие статьи по теме: