Блютус и газовые двигатели: эксперты рассказали о том, как в 2025 году изменится работа общественного транспорта в Перми
Фото: «Про Город»
С 2025 года в Перми намечаются некоторые изменения в работе общественного транспорта. У перевозчиков заканчивается срок действия брутто-контрактов. Это такая система, когда деньги, заработанные на пассажирах, уходят городу, а город, в свою очередь, оплачивает компаниям отработанные часы. Кроме того, с апреля в Перми повысится стоимость проезда. О том, какие именно изменения ожидаются в работе общественного транспорта и как они отразятся на перевозчиках и жителях города, – в материале «Про Город».
Блютус и другие нововведения в пермских автобусах
Как разъяснили журналисту нашего издания в департаменте транспорта Перми, в следующем году транспортные компании продолжат работать по системе брутто-контрактов. Просто они будут новые.
В 2025 году в контрактах остаются все основные требования к автобусам – они должны эксплуатироваться не больше 5 лет, быть доступными для маломобильных групп населения, иметь системы навигационного контроля, учета пассажиропотока, аудиоинформатор и медиапанели. Впрочем, некоторые изменения все же произойдут. Они заключаются в следующем:
1) Все классы автобусов, за исключением малых, должны будут ездить на газе, а не на дизельном топливе.
2) В транспортных средствах появятся блютус-маячки.
«Благодаря этому пассажиры смогут оплачивать проезд, не сканируя куаркод. Система сама определит транспортное средство», - пояснил пресс-секретарь департамента транспорта Перми Виталий Максимов.
Пассажиры могут оплачивать проезд через блютус еще с ноября, но пока только в трамваях и в автобусах муниципального парка. В будущем функционал будет расширен и на автобусы частных перевозчиков.
Фото: «Про Город»
3) Транспортные средства должны будут иметь двойное остекление, что позволит системе климат-контроля работать более эффективно.
4) Система кондиционирования воздуха с удалённым контролем температуры.
5) В автобусах появятся тревожные кнопки и система видеонаблюдения с возможностью удаленного онлайн-доступа. А перевозчики должны будут проработать порядок действий водителя на случай экстремальных ситуаций.
6) Количество валидаторов увеличат с 4 до 6.
7) На ряде направлений запустят автобусы особо большого класса – так называемые «гармошки». Ими заменят транспортные средства большого класса на наиболее популярных маршрутах.
«Гармошки могут перевозить до 180 пассажиров»
«Гармошки» способны перевозить значительно больше людей, чем другие автобусы. Так, по словам пресс-службы департамента транспорта, вместимость автобуса-«гармошки» составляет порядка 180 пассажиров, в то время как вместимость автобусов большого класса - только порядка 100 пассажиров. Транспортные средства среднего класса рассчитаны на 40 – 60 пассажиров, а малого класса – примерно на 20 пассажиров.
Фото: МУП «Пермгорэлектротранс»
«На наиболее популярных маршрутах целесообразно увеличивать именно класс вместимости транспорта, а не количество отправлений», – говорит Виталий Максимов. – «Это связано с ограниченными ресурсами транспортной системы города. Где-то это выражается в пропускной способности инфраструктуры. Например, на маршруте №27 пиковый интервал движения составляет 4 минуты. При этом автобусы делят проезжую часть с автомобилями и транспортом других маршрутов. Сокращение интервала на данном маршруте приведет к тому, что автобусы будут еще больше мешать друг другу».
Водителям выгоднее работать на грузоперевозках, чем в общественном транспорте
Ресурсы транспортной системы Перми ограничены в том числе и по той причине, что не хватает водителей, отмечают в департаменте транспорта. И это одна из основных сложностей, с которыми сталкиваются перевозчики на данный момент.
«С тех пор как в Перми увеличили единоразовую выплату участникам специальной военной операции, многие водители подались в зону боевых действий», - рассказал журналисту «Про Город» автор транспортного блога «первый парк» Михаил Вшивков. – «Кроме того, гораздо выгоднее работать на грузоперевозках, чем в общественном транспорте. Тем более что в последнее время в связи с санкциями резко вырос спрос на тех, кто занимается этой деятельностью. Так, водители автобусов, как правило, получают 60 – 70 тысяч рублей, а дальнобойщики – до 200 – 250 тысяч рублей».
В департаменте транспорта Перми проблему дефицита кадров надеются решить за счет ввода автобусов-гармошек и увеличения нагрузки на трамваи.
Санкции и иностранные запчасти
Еще одна проблема перевозчиков на сегодняшний день – это замена запчастей. Бывает так, что они выходят из строя. А импортные запчасти сейчас обходятся очень дорого, а иногда и их вовсе невозможно достать. В результате страдает качество перевозок.
«Я знаю одну историю, когда в автобусе при ДТП была пробита автоматическая коробка передач. А у нее был немецкий производитель. И поскольку к этой коробке передач не было комплектующих, вместо полноценного ремонта в ней просто заварили пробоину. В результате устройство работает не очень хорошо, из-за чего автобус разгоняется хуже и иногда дергается», - рассказал Михаил Вшивков.
Как перевозчики приобретают транспортные средства
Впрочем, по словам блогера, со следующего года в Перми будут курсировать новые автобусы, которые были выпущены не раньше 2024 года. Соответственно, качество перевозок должно повыситься.
Фото: «Про Город»
Автобусы перевозчики приобретают у производителей техники. При оснащении ими компаний нередко используются механизмы лизинга и федерального софинансирования, отметили в департаменте транспорта.
А по словам Михаила Вшивкова, именно с помощью таких механизмов в перевозчики в основном и обзаводятся автобусами.
«Сейчас автобус большого класса стоит, наверное, как минимум, 15 миллионов рублей. А если купить 50 автобусов, уйдет почти миллиард рублей. Мало у каких компаний есть такие деньги», - прокомментировал Михаил Вшивков.
Дизель и газ
По новым требованиям в Перми все автобусы должны ездить на газе. На дизельные двигатели уходит значительно больше денег, нежели на газовые. Однако при использовании последних часто происходят различные поломки, говорит Вшивков. По этой причине газовые двигатели обходятся перевозчикам в целом не дешевле, чем дизельные.
Но качество у них немного хуже. Автобусы на газе медленнее разгоняются. По мнению эксперта, на стандартных маршрутах с небольшими остановками и светофорами разница в скорости перевозок из-за использования газовых двигателей не будет ощущаться, а вот на маршрутах с длинными перегонами она, по всей вероятности, будет заметна.
«В Перми у перевозчиков есть мотивация идти четко по расписанию»
В целом же, по мнению Михаила Вшивкова, транспорт в Перми работает очень хорошо и гораздо лучше, чем во многих других городах России. По этому параметру мы опережаем даже северную столицу.
Фото: «Про Город»
«Если сравнить Пермь с Петербургом, пермский транспорт мне нравится больше. В Петербурге перевозчики работают примерно по такой же схеме. Но управленческие процессы там организованы проще, что сказывается и на качестве», - говорит Михаил Вшивков. – «Так, например, в Перми каждая остановка расценивается как контрольный пункт. И если автобус без уважительной причины отклоняется от расписания более чем по 30% контрольных пунктов, рейс не засчитывается. То есть, у нас у перевозчиков есть мотивация идти четко по расписанию, чтобы получить свои деньги. А в Петербурге всего два контрольных пункта – начальный и конечный, а как автобус движется по маршруту, никого не волнует».
В Перми повысится стоимость проезда
К изменениям в работе транспорта относится и то, что весной в Перми подорожает проезд. С 15 апреля он будет стоить 40 рублей. И каждый последующий год с этой даты цены на билеты в автобусы будут повышаться.
Трудно сказать, как отразится новая стоимость проезда на перевозчиках – журналисту не удалось получить комментарий никого из них. По мнению Михаила Вшивкова, повышение стоимости проезда — это, скорее, помощь городскому бюджету. А вывести такой элемент социальной сферы, как транспорт, в плюс вообще практически нереально, отмечает эксперт.
Последние новости Перми уже в твоем телефоне - подписывайся на телеграм-канал «Пермь Новости»