В Пермском музее шаманы теперь смогут вызывать духов

В Пермском краеведческом музее в ближайшие дни откроется выставка из Хабаровска. Корреспондент портала progorod59.ru побывал на установке экспозиции. 

28 апреля в Пермском краеведческом музее открывается выставка привезенная из Хабаровска - «Краски земли Дерсу». Выставка приехала в наш город по обмену. В прошлом году пермяки возили в Хабаровск экспозицию «Городского костюма», которая очень понравилась местным жителям. 

Теперь к пермякам приехала выставка «Краски земли Дерсу», посвященная культуре коренных народов Приамурья, которые живут уже около 5 тысяч лет на нашей земле. Несмотря на то, что они жили на одной территории, культура у них разная. По словам Галины Титоревой, куратора выставки, в хабаровском музее насчитывается около 5 000 выставочных предметов, 150 из которых приехали в Пермь. 

Название выставки выбрано неслучайно.

Директором музея и первым собирателем нашей коллекции являлся Владимир Клавдиевич Арсеньев, - рассказывает Галина Теодоровна. - Он писал книжки про наш край, а Дерсу Узала был его проводником. Даже есть фильм и книга, которые названы именем Дерсу. Его имя стало уже нарицательным, и поэтому так называется выставка. 

Смотря на экспонаты, можно понять, с помощью каких художественных промыслов и природных материалов создавались изделия: резьба по дереву, изделия из бересты, кожи, меха, ровдувдуга (это кожа оленя или других животных, с которой снят ворс).

Обильно и ярко украшали и женскую одежду. Все орнаменты на ней - это оберег. Также на выставке представлено несколько ковров. Но это более новые ковры, они не были характерны для традиционной культуры. Скорее, это уже влияние русских и тюрских народов.

В Пермь, по словам куратора, привезли самые редкие и уникальные вещи: украшения, сэвэны, предметы быта и изделия из кожи. Наиболее уникальными можно считать сэвэны (это фигурки, которые помогают шаманам при связи с духами). Необычным из них является ДЫМ-ЯГО-ТЫЭНКУ - это летающий тигр, который соединяет в себе силуэты разных животных и помогает шаману в связи с духами. 

Мы часто проводим у нас в хабаровском музее обряды кормления сэвэнов, - поделилась Галина Теодоровна. - Приглашаем коренных представителей народа и сами участвуем в обряде. У посетителей музея даже есть такая примета, что нужно обязательно положить к сэвэну монетку или конфетку, чтобы все было хорошо. 

Также в музее предоставлена настоящая маска шамана, которую привез Арсеньев. Ей шаманы пользовались, когда провожали души умерших в потусторонний мир. Шаман закрывал ей лицо для того, чтобы буни (мертвые души) его не узнали и не оставили в своем мире. Помимо маски во время этого обряда шаман привязывает себя ремнями, и все родственники держатся за его пояс, чтобы он не остался в мире мертвых. 

Кстати, некоторые экспонаты в последний раз покидали свою родину. Больше из Хабаровска их вывозить не будут.

 

Читайте о том, что в День космонавтики Оханский метеорит вернулся в каеведческий музей.