Организатор фестиваля: «Рок -это нонконформизм, который не звучит по Первому каналу»

Совсем недавно, 13 января в Екатеринбурге отгремел традиционный рок-марафон «Старый Новый Рок». Вдохновитель, «отец-основатель», бессменный директор известного фестиваля Евгений Горенбург, несмотря на организационные хлопоты и цейтнот со временем, рассказал о своем «детище». Так случилось, что день рождения Евгения тоже приходится на 13 января, что когда-то и определило дату ежегодно проводимого фестиваля.

По образованию Евгений врач-терапевт. В декабре 1986 года создал рок-группу «Топ», с которой работает до сих пор. Президент хоккейного клуба «Динамо-Екатеринбург. Хоккей на траве», 7-кратного чемпиона России.

Обращение к Евгению Горенбургу в связи с нашим проектом «Rock-Line. Исповедь одна на всех»  не случайно. Почти 3 десятилетия его жизнь связана с рок-культурой, и более десятилетия он руководит таким масштабным рок-фестивалем.

Я не суеверен, поэтому я хорошо отношусь к цифре 13. Мне она нравится. У меня даже все автомобили с номером 013.

Самое комфортное для меня, что на самом деле, ничего «специально» не придумывалось. Ни создание группы «Топ», ни ведение клуб «Динамо-Екатеринбург. Хоккей на траве» - все было предопределено. Обстоятельства сложились таким образом: в 2000 году мы с группой записали наш третий альбом и там были многие песни, посвященные золотому «тинейджерскому» времени,  и мне как раз исполнилось сорок лет.  Друзья сказали, что праздновать эту дату не принято, и мы решили сделать презентацию этого альбома.

Организовать концерт не хэдлайнерских групп тогда было очень сложно и проблемно –  одна большая забота. Выступить вместе на этом концерте предложил Александр Пантыкин – он тогда играл с группой «Поезд куда-нибудь» (я до сих пор могу бесконечно слушать их песню «Пожелай мне удачи»). С этого концерта и началась история фестиваля. Я ничего не планировал и не делал специально. На следующий год мы выпустили альбом «На закат» и снова было предложение сделать его презентацию в мой день рождения. Музыкантов в группе тогда уже стало больше – присоединился и Владимир Бегунов (группа «ЧАЙФ») и Владимир Елизаров (группа «Наутилус Помпилиус»)… И я предложил в следующем году просто сделать фестиваль. А дальше покатилось…  

Я не поклонник юбилеев, и круглых дат, поэтому  точно сказать не могу – считать годом основания тот первый концерт-презентацию или 2003 год. Достаточно естественно  все сложилось. А потом фестиваль стал разрастаться, «циклопироваться», начали поступать многочисленные заявки от групп. Одного дня уже не хватало…

Спонтанно, а может, тоже предопределенно возникла идея провести летний open-air  на территории заброшенного пионерского лагеря. Летние фестивали были разными: и успешными и откровенно провальными…

Все происходит так, как и должно происходить. Нам помогает и поддерживает «Фонд Ельцина» - без их поддержки было бы очень трудно. Ну, наверное, это и правильно, потому что Свердловский рок-клуб, которому в этом году исполняется 30 лет, возник именно при нем.
Сейчас стало понятно, что интерес к рок-музыке не то, чтобы пропал, но, он сравнялся с другими музыкальными жанрами, и мне стало намного интереснее проводить уже более «миксованные» фестивали, связанные не только с рок-музыкой.  Так, очень органично возник неформатный фестиваль, где присутствуют абсолютно все музыкальные жанры - Ural Musik Night, который мы провели прошлым летом, когда на улицы города вышли много тысяч человек.

Рок-н-ролл - это некая энергетика, которая вкладывается в музыку, это - нон конформистская музыка, которая не звучит по Первому каналу. На этом фестивале, посвященном 30-летию Свердловского рок-клуба хэдлайнерами мы объявили те группы, в которых чувствуется потенциал. Дальше мы не занимаемся их продвижением, но даем «минуту славы» и большой «кач» поиграть на одной сцене с мэтрами. Это дает им огромный толчок в творчестве. Вот и ваши пермские группы выступят сегодня «Марсу нужны любовники» и «Окуджав»

На самом деле, я считаю, что любой фестиваль делать несложно. Главное – это создать команду и уметь правильно руководить. У меня потрясающая команда, которая реагирует с одного взгляда, «закрывает» все вопросы. Партнеры, я имею в виду, клиннинг, охрану и т.д.,  могут меняться, а костяк команды всегда остается. Второе – это привлеченные люди, которые очень хотят, чтобы все было хорошо – звук, свет, оформление. И третье, что нам помогает – это «забота сверху», провидение…

Взаимоотношения с Министерством (смеется)? Ну что нам нужно от Министерства культуры кроме любви и денег? Любовь – она обеспечена – у нас есть Свердловский рок-клуб. Я считаю у нас очень хорошие отношения с Министерством. Финансово нам тоже помогают, но иногда. Самый главный спонсор – это все-таки «Фонд Ельцина»

Отношения c музыкантами-участниками фестиваля не поддерживаю. Я благодарю музыкантов. Они получают Благодарственные письма, сувениры, футболки с названием группы и уезжают. Может быть, процентов 5 команд, выступивших на нашем фестивале с которыми отношения продолжаются уже на более личном уровне, потому как я сам играющий музыкант. И это тоже зависит от счастливой случайности. За последнее время я очень оценил группу из Бийска «03». У них есть самое главное, что я больше всего ценю в музыкантах – хорошие песни, которые можно просто спеть. Мы поддерживаем отношения с группой «Кеннеди-парк» из Ижевска – абсолютно бешеная энергия, драйв такой, что со сцены сносит.

Если ко мне обращаются за помощью и спрашивают какого-либо совета, я помогаю. Я открыт для общения. Мир тесен, а «наш» мир тесен до уровня «второго рукопожатия»
По поводу затрат на «бытовуху» -  отвечу еврейской поговоркой «Если у тебя есть проблема и есть деньги, чтобы ее решить – то это не проблема, а затраты» (смеется)

Продолжительность выступления одной группы на фестивале диктуется, прежде всего, количеством выступающих команд. Вот в этом году все - и хэдлайнеры, и молодые команды играют по 15 минут, и только «самые-самые» играют по 20-25 минут. У нас музыкальный фестиваль – мы же все собираемся, себя показать, других послушать.  Выходи и «порви» зал за 15 минут, это 3-4 композиции. Вполне достаточно, чтобы себя показать и других не утомить.

Я был знаком с Олегом Новоселовым, слышал о фестивале «Рок-лайн» очень давно, пожалуй, со времени его возникновения, но не был на нем ни разу. Я слышал, что в Кунгуре он проводился очень красиво. Знаю, что очень многие музыканты на него приезжали. Я сделаю такой комплимент – аура на фестивале Rock-Line очень хорошая. Я благодарен за приглашение на ваш фестиваль, и «если только жив я буду – чудный остров навещу» (смеется). А по большому счету, я очень заинтересован, чтобы фестивалей было больше. Поскольку основная наша совместная задача – помочь музыкантам реализоваться. Музыканты не должны писать «в стол», они должны показывать себя на разных площадках и находить своего слушателя.

А вы посещаете рок-фестивали в других городах? Пишите в комментариях под интервью

Что такое  Rock-Line или рок-линия (абстрагируясь от того, что это название фестиваля)? Первая ассоциация, которая приходит в голову  – это какой-то «рубикон»,  пересечение какой-то линии. Перед выходом на сцену фестиваля  мы подготовили 4 песни и называются он так: «Пока звучит рок-н-ролл», «Уходит время рок-н-ролла», «Забери мой рок-н-ролл», «Мы уходим в закат»…

Для меня рок-музыка, как часть жизни, в которую мы «наигрались», поскольку ставились задачи, которые заведомо не выполнимы – а именно «изменить мир». Сейчас это некий обязательный фон, в котором ты живешь, который предопределяет уместность каких-то вещей, для кого-то может быть эпатажных, а для тебя – естественных. Может вот это, и есть для меня рок-линия или rock-line.

Все интервью с пермяками и гостями города вы можете прочитать в разделе «Интервью» на сайте progorod59.ru.