Дизайнер Первого канала: «Бизнесу стало невыгодно и неинтересно заниматься рок-культурой»

Гость сегодняшней рубрики «Rock-Line. Исповедь одна на всех» - Александр Коротич  российский художник, дизайнер, писатель, педагог, ведущий дизайнер Первого канала, автор и художественный руководитель  детского мультимедийного проекта «Жужа», один из организаторов Фестиваля Ильи Кормильцева «Иллюминатор».

Его творческий «багаж»  исчисляется несколькими десятками иллюстрированных книг и стилевыми решениями национальных, региональных, зарубежных телеканалов и телепрограмм.
За его плечами многолетняя педагогическая деятельность по подготовке молодых архитекторов и дизайнеров. Многие его произведения были удостоены национальных и международных наград.

Александр Коротич - автор памятного знака Илье Кормильцеву, который был установлен на здании химфака Уральского Федерального Университета 25 сентября прошлого года, накануне дня рождения поэта. По замыслу дизайнера, доска напоминает упавшую из космоса пластину, пробившую угол дома.

Очень важной своей работой считает детский мультимедийный проект «Жужа. Ежедневная сказка для детей», не принесший «сказочнику» ни рубля прибыли. В одном из интервью он сказал: «Детская сказка — это то, о чем я мечтал всю свою жизнь. Рисуя чудеса на обложках альбомов рок-групп, делая какие-то телевизионные ролики, я понимал, что все это стремление к волшебству. Взрослые люди от детей не сильно отличаются, и потребность в «чуде» у них ничуть не меньше…»

Участие Александра Коротича в нашем проекте не случайно. Он не только «преданный поклонник и творческий партнер «выходцев свердловского рок-клуба» - Вячеслава Бутусова, Насти Полевой, Егора Белкина, Алексея Могилевского, групп «Урфин Джюс», «Чайф» и «Агата Кристи».

За последнее время Александр создал великолепное оформление конвертов виниловых пластинок и CD для немецкого музыканта Доминика Шефера (Enik), Галины Босой, Саши Самойленко и «TOMAS-band». В числе этих работ и создание обложки виниловой пластинки – сборника лауреатов фестиваля Rock-Line  разных лет - «Наша линия взлета».
(Примечание автора: при финансовой поддержке Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края)

Идея выпустить книгу принадлежит Евгению Горенбургу (читайте интервью с ним на сайте progorod59.ru). Прецедент был год назад на предыдущем фестивале «Старый новый рок», когда была выпущена книга «Без музыки».

Она содержала отдельные тексты песен известных екатеринбургских уральских рок-групп и изображения обложек альбомов. Так получилось, что когда отбирали материал для этой книги, Евгений Горенбург сказал: «Саня, очень трудно выбрать из того, что ты наделал за столько времени. Давай мы тебя отдельной книжкой издадим?». Я согласился, конечно, немного испугался потому, что подумал, наберу ли достаточное количество материала, чтобы хватило на книгу. И когда начал смотреть свои архивы, то не только набрал, так пришлось еще и выбрасывать очень много интересных вещей, для того, чтобы книга хоть как-то скомпоновалась. Для меня это было очень удивительно. Причем, самое удивительное то, что обнаружилось, что первое оформление альбома я сделал 40 лет назад, т.е. в 15 лет. Я был школьником и сделал оформление выдуманной нами с соседом по парте великой британской рок-группы. Я считаю, с этого момента, и началась моя деятельность по оформлению пластинок (смеется).

В только что вышедшей книге «С роком 40 лет» представлены преимущественно группы Екатеринбурга – яркие представители «свердловской рок-школы».
Неким исключением выглядит то, что два разворота посвящены пластинке «Наша линия взлета».

Конечно, по жанру - фестивальный сборник – у меня единственный. Таких работ в моей жизни больше нет, поэтому для меня эта работа была очень интересной. На самом деле, даже достаточно «горячей», потому что решение об оформлении принималось очень быстро, времени было очень мало, был такой «пожар пожарыч» (смеется). И в этих условиях пришлось делать вещь, которая  была бы достойна фестиваля. Я надеюсь, что это получилось. Пластинка вышла достойная и включена во все архивные институции, по крайней мере, Пермского края.

Можно смело утверждать, что эволюция моей книги уходит корнями в «пермский период», когда по приглашению Елены Зориной-Новоселовой я в марте прошлого года приехал прочесть лекции в рамках образовательного проекта Rock-Line.lab.

Из книги: «Для лицевой стороны конверта я подобрал снимок, где гитарные струны, «убегающие к солнцу», напоминают взлетную полосу аэродрома «Бахаревка», вдохновившую организаторов на название «Наша линия взлета».

На внутреннем развороте конверта в широком панорамном окне я собрал «пазл» из всех участников этого сборника, среди которых оказались не только «представители фауны» - «Собаки Качалова», «Скворцы Степанова» и «БоБРы», но и представители разумного человечества – «ИваНова», «TOMAS», Ксения Федулова, Ямайский и даже островитяне… Выбрать лучшие кадры, разместить их по возможности над соответствующей статьей, да еще при этом «никого не обидеть» - ох, не простая была задачка!

Над логотипом я мудрить не стал: плотные мощные буквы крепко встали на пунктир взлетной полосы. «Полет» же дала лихая дуга, проходящая через ударную букву «Ё», которая, без сомнения, является главной буквой русского алфавита. На верхнюю бордовую полосу я поставил две крохотные фотографии пермячки Светланы Домрачевой, которые дали дополнительный акцент на логотипе». 

Сейчас я практически закончил работу над обложкой виниловой пластинки Саши Самойленко «Время - Весы», которая выйдет вот-вот, в начале марта, полным ходом идёт съёмка клипов на песни нового альбома проекта BOSAYA, так что «сфера моих интересов» расширилась «за пределы» свердловского рок-клуба. (улыбается)

Для меня Rock-Line – это Лена Зорина-Новоселова. Это может звучать не скромно, «кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» (смеется), но на самом деле для меня откровением стала история создания этого фестиваля, его развития. Когда я приехал в Пермь и увидел то, что память об Олеге Новоселове так трепетно сохраняется: и люди, и город хранят эти воспоминания…И это не просто воспоминания, а это плодотворное растение, которое год от года приносит новые плоды. На мой взгляд, это очень здорово!

Наверное, память о наших друзьях, которые отметили себя в истории, дает нам новые силы. Мы в Москве, например, вместе с Сашей Самойленко проводим фестиваль «Иллюминатор».  Для нас это способ сохранения памяти об Илье Кормильцеве.
В Перми  - это память об Олеге Новоселове. Я считаю это очень правильным. Вот это для меня Rock-Line, и это для меня Лена, которая этот фестиваль год от года возрождает и делает. Мне нравится ее замысел издать фотоальбом о 20-летней истории фестиваля. Я поддерживаю эту идею, мне самому очень хотелось бы посмотреть и «окунуться» в эту историю.

Я прекрасно понимаю, с какими сложностями предстоит столкнуться. Все структуры, которые занимались продвижением, «приказали долго жить».

Бизнесу в какой-то момент стало невыгодно и неинтересно заниматься культурой, тем более такой «неформальной», как рок-культура. И практически все мои знакомые занимаются творческими проектами абсолютно бесплатно, потому что не заниматься этим они не могут.

Сегодня люди, объединенные идеей, совершенно искренне и без надежды на выгоду помогают друг другу. Идет такая скрытая революция, которая четко делит всех людей на «настоящих» и «ненастоящих». На тех людей, которым просто хочется что-то делать и создавать, и на тех, которые хотят что-то поиметь.

Я искренне желаю Елене и Rock-Line успеха, и надеюсь, мы увидим вскоре эту интереснейшею историю, длиною в жизнь.

Все интервью с пермяками и гостями города вы можете прочитать в разделе «Интервью» на сайте progorod59.ru.