В Думе обсуждают возможность снижения долгов регионов по бюджетным кредитам
России люди живут по-разному. Экономический и демографический потенциал, география, климат, логистика - все эти факторы влияют на уровень жизни в разных частях страны. И еще один известный факт – в стране есть регионы-доноры и регионы дотационные. Это во многом определяет и разницу в доходах населения.
По данным Росстата, за III квартал 2023 года государственный долг субъектов вырос более чем на 355 млрд рублей и превысил 3 трлн рублей. И цифра эта, по прогнозам экспертов, будет только увеличиваться. Согласно сведениям Минфина РФ, объем муниципального долга по итогам девяти месяцев 2023 года составил 385,9 миллиарда рублей, что на 2,6% выше, чем в начале того же года. Суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ и долга муниципальных образований, входящих в состав субъектов РФ, на 1 октября 2023 года составил 3,531 триллиона рублей, что на 11,6% выше, чем в начале года. С каким итогом придут субъекты России к концу 2024 года, у экспертов прогнозы не оптимистичные.
«По состоянию на 1 марта 2023 года задолженность регионов перед федеральным центром по бюджетным кредитам составляла более 2 миллиардов рублей. И это при том, что большинство налогов и так уходит в федеральный бюджет, - отмечает Леонид Слуцкий, руководитель фракции ЛДПР.
Как известно, согласно ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» Минфин РФ имеет право предоставить бюджетный кредит из федерального бюджета региональному бюджету в объёме до 175 млрд рублей на финансирование инфраструктурных проектов. Но здесь возникает тот замкнутый круг, который и не может преодолеть субъект. Они направляют средства своего бюджета из бюджетного кредита для погашения долга перед федеральным центром, а для того чтобы реализовать текущие инвестпроекты, вынуждены обращаться за новым кредитом, не забывая уплачивать проценты за использование этих средств. Вырваться из подобной «долговой ямы» практически невозможно без принятия волевого решения на государственном уровне.
В настоящее время Правительство РФ рассматривает предложение парламентариев Государственной Думы, которое может помочь в решении данной проблемы. Предлагается снизить долги регионам по бюджетным кредитам, а освобождённые средства направить на развитие инфраструктуры в субъектах.
«На местах продолжают копиться проблемы: не на что реконструировать коммунальные сети, нет средств для региональных доплат врачам, учителям, семьям и многое другое. Поэтому мы считаем правильным пересмотреть систему, чтобы поддержать население, создать возможности для регионов реализовать значимые для них инфраструктурные проекты, произвести масштабную реновацию. Наш проект предполагает внедрение механизма, который по согласованию с федеральным Правительством позволит не тратить деньги на покрытие «долгов», а направить их на действительно необходимые вещи: строительство социальных объектов, реконструкцию дорог, обеспечение населения газом», - комментирует инициативу один из авторов законопроекта депутат Леонид Слуцкий.
Выравнивание регионов – задача, которая может решить одновременно несколько острых проблем локального характера: отток населения в большие мегаполисы, увеличение уровня заработных плат, а может содействовать и решению демографического вопроса.
«Уравнивание регионов по своим социально-экономическим показателям должно стать одной из ключевых национальных задач для России на современном этапе, - сказал парламентарий и отметил, что все его рабочие поездки по регионам страны демонстрируют ситуацию, когда государство не может обойти вниманием эту проблему. Казалось бы, одна и та же страна, но разные дорогие, разные больницы, разные зарплаты. Нам надо понимать – сегодня очень многие регионы имеют разные возможности. И сегодня у нас есть реальная перспектива работать над тем, чтобы по ключевым показателям, по ключевым характеристикам регионы сближались», - сказал Слуцкий во время своего выступления.
В нынешних условиях, когда Россию обложили рекордным количеством санкций, когда нарушены отработанные цепочки в экономике и торговле, страна продемонстрировала удивительную устойчивость. СССР в гораздо более тепличные времена рухнул, а Россия смогла перестроиться и выйти из западной блокады к концу 2023-го года первой экономикой Европы с устойчивым экономическим ростом. И это еще один повод задуматься о том, что вопрос подтягивания уровня развития регионов – задача национального уровня.