«Не знаешь, что ожидать от ученика завтра»: учительница из Перми рассказала, с чем приходится столкнуться молодому педагогу
Все знаю, что профессия учителя очень сложная. Люди, которые становятся педагогами, часто посвящают этой профессии всю жизнь. Иногда через учителя проходят несколько поколений семьи. В школу приходят молодые специалисты, которые сначала учат одних ребят, а потом и детей своих бывших учеников.
Корреспондент progorod59.ru пообщался с молодой учительницей математики Светланой Ядрышниковой. Она работает в школе третий год и уже точно знает, что это ее место. Она рассказала, насколько тяжело быть молодым педагогом и с какими проблемами ей пришлось столкнуться в первое время. А также о том, что нужно делать молодому педагогу, чтобы облегчить себе жизнь.
Почему вы стали работать учителем?
Я все свое школьное время смотрела с восторгом на педагогов, старалась всегда помочь им в организации уроков, помогала с проверкой тетрадей. Особенно мне нравилось мероприятие «День самоуправления», когда ты можешь почувствовать себя настоящим учителем. И сейчас, работая педагогом уже 3 год, я смело могу сказать, что я не жалею о том, что решила стать учителем. Профессия учителя – это, скорее, призвание. Если педагог искренне любит детей и свой предмет, он может реализовать свои творческие способности, передать ученикам свои знания и умения. На работе учителю никогда не бывает скучно. Как известно, все дети – разные, и общение с ними может быть интересным, а порой и забавным. Сама работа учителя конкретна. Ему не нужно «высиживать» унылый восьмичасовой рабочий день. Каждая минута для него наполнена деятельностью, эмоциями, общением. И, конечно же, самое главное – это благодарность учеников. Если учитель трудится по призванию, искренне любит детей, то и они, как правило, отвечают ему взаимностью. Поэтому все проблемы и сложности, которые есть в работе учителя, уходят на второй план.
С какими сложностями сталкивается молодой учитель в первую очередь?
Первое время сложным кажется абсолютно все: подготовка и проведение уроков, проверка тетрадей, заполнение журнала, оформление отчетной документации, общение с коллегами, родителями, начальством. Чувствуешь себя во всем неуверенным и боишься сделать что-то не так.
Как более опытные педагоги помогают молодым учителям?
Мне очень помогли адаптироваться и вникнуть в весь образовательный процесс мои коллеги, заместитель директора по учебно-воспитательной работе и директор. Они всегда поделятся опытом и помогут советом. Самое главное - это не бояться спрашивать коллег или административную группу, если возникают вопросы. На самом деле они всегда рады помочь.
Чем вы занимаетесь в школе помимо проведения уроков?
Я работаю учителем математики. Имею нагрузку 23 часа в неделю, в которую входят: 20 часов уроков математики, 2 факультатива по одному часу и 2 факультатива по 0,5 часа. Помимо основной деятельности я являюсь диспетчером по расписанию, составляю расписание уроков для школы, также участвую в различных профессиональных конкурсах, состою в рабочей группе по реализации концепции развития школы. Как хобби еще занимаюсь волейболом - у нас своя команда из учителей.
Расскажите о работе классного руководителя.
Классное руководство мне дали в первый же год работы в школе, это был 5 класс. Самая распространенная ошибка молодого классного руководителя - это стать другом каждому ученику в своем классе. Я считаю, что педагог должен оставаться педагогом для всех учеников без исключения, это своего рода норма профессиональной этики педагога.
Какие проблемы бывают с родителями и детьми?
Основные проблемы, которые возникают во взаимодействии с родителями и обучающимися, связаны с отсутствием опыта и неуверенностью педагога. Родители, как правило, считают, что у молодого учителя в классе будут проблемы с дисциплиной, что молодой педагог может уйти в декрет или поменять место работы, не выпустив свой класс. Родителям на первом собрании необходимо показать свой профессиональный авторитет, профессионализм и компетентность.
Ученики же чувствуют вашу неуверенность и с первых уроков начинают проверять рамки дозволенного. Здесь самое главное сразу четко обозначить свои границы, пояснить ребятам, что можно, а что нельзя. Впоследствии нужно организовывать совместные мероприятия и поездки для сплочения классного коллектива. И важно помнить, не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Современные технологии в обучении - это хорошо или плохо?
Конечно хорошо, мы сейчас работаем абсолютно с другим поколением детей. Наша основная цель сформировать у обучающихся универсальные учебные действия, которые помогут им реализовать себя в будущем. Это не только предметные знания, но и метапредметные. Мы сами хоть и молодые педагоги, но нас обучали еще по традиционной системе, где основными инструментами были мел и доска, в старших классах стали появляться проекторы и интерактивные доски, но этого было недостаточно для получения тех навыков, которые требуются современному миру. Нынешние технологии помогают превратить традиционный урок в современный. Например, использование интерактивной доски, различных программ и приложений на уроках повышает эффективность информационного обмена между учителем и учениками. Интерактивное управление объектами прямо на уроке визуализирует информацию и фокусирует внимание обучающихся.
Сейчас обсуждают проект о защите учителей от учеников, что вы думаете по этому поводу?
Действительно, в современном мире остро стоит проблема во взаимоотношении между учителем и ребенком. Организации по защите прав ребенка вам скажут: «Ученик всегда прав!», права ребенка конкретны, понятны и законодательно закреплены. А вот с правами педагога все намного сложнее, здесь много нюансов, с которыми, я думаю, каждому молодому педагогу нужно внимательно ознакомиться, чтобы знать, как защитить себя в любой непонятной ситуации. Поэтому такой проект нам крайне необходим, ситуация на самом деле страшная, ты не знаешь, что ожидать от ученика завтра. Но ты знаешь точно: что бы он не сделал, ты будешь виноват в возникновении данной ситуации.
Сложно ли говорить 40 минут урока?
Если ты готовишь урок заранее, хорошо продумываешь его цель, задачи, ход урока, результат, прописываешь задания и просчитываешь временные интервалы на каждый этап урока, то ты никогда не устанешь от урока. Ты уверен в себе, ты знаешь, что хочешь донести ученикам, обучающиеся понимают тебя и твои требования. И урок проходит быстро и увлекательно, и каждый остается доволен результатом.
Есть ли у вас какие-то лайфхаки в работе, которые облегчают жизнь?
Лайфхак 1 - не носи работу домой. Всегда заполняй электронный журнал, оформляй разного рода документацию и проверяй тетради на работе. Ты будешь премного благодарен себе за это дома вечером, когда появится свободное время.
Лайфхак 2 - создай беседы в мессенджерах или социальных сетях с группами учеников и родителей для решения организационных вопросов. Ты на самом деле сэкономишь очень много времени.
Лайфхак 3 - используй облачные хранилища (Гугл или Яндекс.Диск). В этом случае не нужно бояться, что ты забудешь что-то дома или потеряешь флешку.
Лайфхак 4 - используй образовательные платформы с автоматической обработкой результатов, чтобы освободить себя от ежедневной проверки тетрадей.
Ранее мы писали о том, что 14-летний участник «Голоса» из Прикамья попал в жюри музыкального шоу на федеральном канале
Стали свидетелем необычной ситуации или знакомы с интересным человеком? Сообщите об этом в редакцию progorod59.ru: звоните 276-60-66, оставляйте сообщение на сайте в разделе «Добавить новость» или присылайте в группу «ВКонтакте».
Подписывайтесь на нас в в Инстаграм, в Яндекс.Новостях, в Яндекс.Дзен и ВКонтакте