Мумификация у чинчорро могла быть формой арт-терапии
Новое исследование предполагает, что искусственная мумификация у древнего народа чинчорро возникла как реакция на высокую детскую смертность и могла выполнять роль своеобразной арт-терапии. В статье для Cambridge Archaeological Journal доктор Бернардо Арриаса выдвинул идею, что сложный ритуал, особенно в отношении детей, помогал родителям и общине справляться с эмоциональной болью.
Чинчорро, жившие на побережье пустыни Атакама в Чили 7000–3500 лет назад, создавали искусственные мумии, проходя долгий процесс: удаляли органы, заполняли полости глиной и волокнами, затем покрывали тело чёрной пастой из марганца или красной охрой, воссоздавая черты лица. По мысли исследователя, преображённое тело становилось символом памяти и способом выразить чувства, сохраняя умерших в культурном пространстве общины.
Арриаса связывает появление практики с высокой концентрацией мышьяка в воде долины Камаронес. Токсичность среды приводила к выкидышам и высокой смертности детей, что побуждало искать художественные формы, позволяющие противостоять утрате и удерживать связь с умершими.
Однако ритуал мог иметь и негативные последствия. Анализы показали повышенный уровень марганца в останках, что, вероятно, связано с постоянным контактом с краской при мумификации. Такая экспозиция могла вызывать симптомы, похожие на болезнь Паркинсона, включая галлюцинации и нарушения движений. Переход от чёрного стиля мумификации к красному исследователь объясняет возможной сменой группы исполнителей ритуала — с женщин на мужчин.
Исследование подчёркивает, как экологические условия, социальные потребности и творчество могли переплетаться в древних практиках, делая далёкую культуру более понятной и близкой.
Рекомендуем также:
Последние новости Перми уже в твоем телефоне - подписывайся на телеграм-канал «Пермь Новости»

