«Запад» МакДонаха – везде разный и везде о любви. Семь театров представили свой взгляд знаменитой пьесы

Уникальный Международный фестиваль МакДонаха в третий раз удивил – только здесь в течение знаменитой «ирландской недели Сергея Федотова» можно было увидеть одну пьесу в исполнении разных театров и сравнить взгляд на историю братьев Коулмэна и Вэлина в разных точках планеты.

Главные герои «Сиротливого запада» — два брата, связанные не только взаимными обидами, ненавистью и страстью шантажировать друг друга, но и общей тайной о смерти отца. По словам Сергея Федотова, — это остропсихологический театр: «Болезненная реалистичность событий и отношений двух братьев, жестокость, замешанная на годах непонимания, тяжелом быте, пустых обидах и убийстве, парадоксальным образом сочетается с острой комедийностью, заставляя зрителей пребывать в экстремальных состояниях».

Иранский Бужнард Арт Театр – страсти в яркой обертке

Организаторы фестиваля не первый раз приглашают иранские театры. На втором фестивале это был «Человек-Подушка» театра Nowadays, на этот раз в Перми – иранский «Сиротливый Запад».

Иранский театр «Бунжард Арт» нашёл свой подход к МакДонаху. «Мы смотрим на всё по-другому. Это восточное восприятие текста. Мы не использовали насилие: бои и кровь показали поверхностно. Но мы раскрыли новые смыслы» – рассказал режиссёр АрашФироузэ. Режиссёр добавил, что в Иране знают МакДонаха и с удовольствием смотрят его фильмы. Пьесу «Сиротливый Запад» перевели специально для театра и актёрам она сразу понравилась. Сценограф ХамедАламиПоор создал декорации, продумал образ Коулмена. Актёр, исполняющий роль Коулмена, не смог приехать на фестиваль. Новый актёр был введен в постановку всего за шесть дней.

Альтернативный венгерский театр «СолтисЛайос» – живо и музыкально

Венгерский подход к постановке удивляет, завораживает. Здесь и оригинальное взаимодействие с публикой, и неожиданные музыкальные вставки, и потрясающая игра актеров. Режиссер Петер ИстванНагы использовал интересный приём, когда публика уже не просто часть зрительного зала, а часть постановки. Зрителям - места прямо на сцене. Этот ход дает ощущение причастности к происходящему и еще больше усиливает переживания за судьбу актеров.

Яркий, безумный, не похожий ни на что, спектакль точно заслуживает быть не только на фестивале МакДонаха, но и в сердцах своих зрителей. Режиссёр венгерской постановки, Петер ИстванНагы увидел в истории отца Уэлша историю сизифова труда по изменению реальности. Но что интересно, в венгерской трактовке отец Уэлш оказывается героем слабым, с искажённым восприятием – все происходящее он видит «сквозь стекло бутылки» и многолетнего отчаяния.

Ход режиссёра с расширением пространства и выходом за рамки одной сцены был отмечен, как очень удачный метод удивления публики. Жюри отметило нестандартное видение режиссёра, благодаря которому зрители были полностью вовлечены в сюжет спектакля, а также выразило большую благодарность труппе театра за полученные эмоции. Театр отмечен премией фестиваля за лучшее музыкальное оформление спектакля.

Впервые на фестивале – грузинский «Открытый театр»

Спектакль из Тбилиси стал точно одним из самых ярких на фестивале. Показ на фестивале стал премьерой, – русский зритель первым увидел работу грузинского "Открытого театра", которую создали актёры и режиссёр из 4 разных театров Тбилиси. Это спектакль-потрясение - он задал новое направление развития макдонаховской истории и ее героев. Братья Коулмэн и Вэлин не жалкие, забитые, зацикленные и с мутными от ненависти глазами, но очень живые, игривые, открытые. И, наверное, самая поразительная их черта, которая раскрылась в этой постановке – они хотят счастья. Пусть не очень умеют его хотеть, но невероятно хотят. Вахтанг Николава вместе со своей труппой смогли рассмотреть такое совсем неожиданное желание в человеке, который убил своего отца и постоянно в ссорах и драках с братом, что он тоже может хотеть счастья.

Про особую роль конфликта в самом процессе работы над спектаклем и уже на сцене Вахтанг Николава говорит так: «Вот это самое удивительное, что в Грузии часто, пока не поругаешься с человеком, не сможешь с ним подружиться. Не через консенсус к примирению прийти, а через столкновение. Иначе – как белка в колесе: «Давайте договоримся» – и недовольны остались все. А когда в открытую – шлюзы открываются, и разрешается тот внутренний дефицит, который волновал и тебя и человека, с которым ты ругаешься. Но во многом еще и это было трудно понятно с нашим характером – как может так долго накипать конфликт? Стагнация – это совсем не про нашу культуру»

Взгляд на Запад «С улицы Роз»: театр из Молдовы исцеляет смехом

Один из ярких участников Третьего международного театрального фестиваля ирландского кинорежиссера и драматурга Мартина МакДонаха – молдавский театр «С улицы Роз», созданный заслуженным деятелем искусств Республики Молдова ЮриемХармелиным, настоящим сподвижником театра. Спектакль "Сиротливый Запад" режиссера и создателя уникального авторского театра Юрия Хармелина первым открыл Третий международный фестиваль Мартина МакДонаха, задав тон всей «ирландской неделе».

МакДонаховские герои получились ожесточившимися постаревшими детьми, поэтому в сценографии дом братьев выглядит словно стареющий вместе со своими хозяевами «штабик» из их детства, в углах которого они, как и в детстве, прячут друг от друга чипсы и фотографии полюбившихся девчонок. Как будто их представления о мире и том, как он устроен, так и остались на уровне «штабика», вот только они совсем не знают, что с этим делать, да и надо ли. Поэтому после очередной драки, чуть не закончившейся убийством брата и обожжёнными руками отца Уэлша, брат Коулмэн, остыв, недоумённо сказал Вэлину: «И чего он так? Драка – это же обратная сторона любви».

Анастасия Ефремова, театровед и критик, рассказала, что сразу приняла братьев из «Сиротливого Запада» театра «С Улицы Роз»: «Они мне понятны – это мой младший сын, которому 25 лет. Я из небольшого города и у нас целые районы «таких» братьев. Именно так они живут. И это наши дети». С другой стороны, пара «священник-девушка», их мотивы, чувства и их жизнь в целом остались непонятны: «Возможно, в следующем спектакле всё будет по-другому. Ведь спектакля, который мы сегодня посмотрели, больше не будет никогда. Каждый раз это что-то новое. Поэтому мы были счастливы присутствовать при рождении новой жизни. И этот спектакль, и этот театр отвечают моему счастью. Я знаю, то, что не происходит сейчас – потом всегда может случиться. Мне очень нравится этот театр, и я благодарю ребят за спектакль».

И это первая постановка на фестивале, где согласно трактовке режиссёра, которую мы в итоге видим на сцене, отец Уэлш и братья не то что разные или не понимают друг друга – они живут в разных реальностях. Более того, только отец Уэлш живёт в какой-то своей. Отец Уэлш становится не «лучом света в тёмном царстве», скорее его появление в здесь своего рода эксперимент МакДонаха. Законы «детского мира» оказываются слишком жестокими для отца Уэлша, а жертва его остаётся не только не понятной братьями, но и сожженной, потому что в этом нет трагедии. Это жизнь, и её не измерить даже Библией, а тем более одному священнику. Можно сказать, что это животный мир, но от этого он не теряет своего права на существование, как это и получилось в постановке из Боснии и Герцеговины.

В постановке Боснии и Герцеговины жюри фестиваля привела в восторг игра актеров. «Я как режиссер скажу - блистательный актерский состав! Мощный энергетический обмен между сценой и зрителем», – сказал театральный педагог Виктор Шрайман. Его точку зрения поддержала театральный критик Анастасия Ефремова: «История ясная, четкая, можно сказать, минималистическая. Просто замечательное распределение ролей, каждый актер на своем месте».

Взгляд на ирландскую глубинку из российской: шадринский «Запад» у озера слез

Братья Вален (Михаил Ворошинин) и Коулмен (Иван Карпов) в постановке театра из российского Шадриснкаживут постоянными ссорами и придирками. Им наплевать на смерть своего отца, наплевать на только что утопившегося знакомого. Братьям важна сиюминутная выгода – имущественная, моральная, физическая.Лишь отец Уэлш (Валерий Мазурин) пытается достучаться до братьев, кажется – он один здесь живет настоящими человеческими отношениями. Но его голос отчаяния никто не слышит.

На сцене Колмен предстал заикающимся, неуверенным и совершенно не привлекательным мужчиной, который самоутверждается за счет выдуманных небылиц и псевдосамоуверенности. Вален – не лучше своего брата. Неуклюжий мужчина, пытающийся прибрать всё к рукам.

Еще одной задумкой этого театра стал берег, который являлся краем сцены. А зрительный зал удивительным образом превратился в озеро. Поэтому герои часто смотрели на публику, что обостряло сопереживание зала.

Навсегда дети: «Запад» в постановке Сергея Федотова

Первое впечатление – сценография - она очень психологична и чуть ли не документальна: разрушенный и разоренный быт как проявление сути разрушенной семьи - в том, как она обживает свой дом. Зритель через чувство затхлого и душного воздуха их дома; резкий запах горелой пластмассы, после того, как Коулмэн сплавил в плите фигурки святых Вэлина; после выбивающихся в свете рампы взрывов пыли при драках героев, уже на уровне своих ощущений максимально включается в происходящее на сцене. Он так же как братья чувствует все эти запахи, и замечает то, чего не могут заметить братья. Сами братья Коулмэн (в исполнении Владимира Ильина) и Вэлин (в исполнении Василия Скиданова) так сыграны и вписаны в контекст, что сливаются в одно целое. Даже одеты они совершенно одинаково: незамысловатый поношенный брючный костюм на подтяжках, бесцветная рубашка и свитер. Разве что размеры разные, да и Вэлин более горяч, но тут скорее сыграло уже психологическое распределение ролей в их крепком и многолетнем союзе. Все герои спектакля будто вписаны в какую-то систему, которая предопределяет каждое их решение, но вот только они не способны этого заметить. Слишком близко. Слишком далеко.

Эти визуальные и художественные решения только ещё больше подчёркивают инфантильность как одну из ключевых черт героев мира МакДонаха: да, мы можем понять, что навсегда остаёмся детьми, но что делать дальше с этим пониманием и какой он, на самом деле, это детский мир, которые создают «взрослые»? Как так случилось, что «взрослые» - это мы. Это, наверное, один из главных вопросов, который задаёт своему зрителю этот спектакль.

Ранее мы писали о том, что известный художник Sad Face раскритиковал работу вандалов, которые испортили "Счастье"

Кстати!

Вы стали свидетелем необычной ситуации? Сообщите об этом в редакцию progorod59.ru. Звоните 276-60-66, оставляйте сообщение на сайте в разделе «Добавить новость» или присылайте в группу «ВКонтакте»   

                                            Подписывайтесь на наш аккаунт в Инстаграм

                                    Подписывайтесь на наши новости в Яндекс.Новостях