«Дедушка уральского рока» о пермском Rock-Line: «Для меня это прежде всего мои друзья!»
Сегодня в рубрике «Rock-Line. Исповедь одна на всех», интервью с Первым председателем жюри фестиваля (с 1996 по 2003 год) – Александром Пантыкиным. Перечисление его званий и титулов займет не одну строчку: «Дедушка уральского рока», лидер легендарной группы «Урфин Джюс», директор Музыкально-информационного Агентства и студии «TUTTI Records». Российский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера».
В середине 90-х меня часто приглашали в составы жюри многих рок-фестивалей, тогда они «расцвели пышным цветом». Я считал, что это важное дело для меня, но все-таки и друзьями, приглашавшим меня, отказать не мог.
Во-первых, все-таки, титул «Дедушка уральского рока» ко многому обязывает. Во-вторых, в то время я еще любил рок-н-ролл (смеется), слушал его, старался быть в курсе того, что происходит в музыке. В третьих, мне были интересны новые идеи, которые преподносили тогда на рок-фестивалях молодые команды. В четвертых, это, конечно, общение. Для меня общение с другими людьми - обязательная часть жизни.
И в-последних, это то, что каждый фестиваль имел свою характерную особенность: географическую, социальную, музыкальную, концептуальную. У каждого фестиваля было что-то своё и мне было интересно это всё узнавать.
Помню «креативные названия» типа: «Говно», «Дерьмо», «В жопе нож». Мы над ними долго хохотали, потом долго подшучивали. На самом деле прослушивание подобного рода групп носило иронический характер, потому что к этим группам кроме как с юмором, улыбкой относиться было нельзя.
Как правило, чем «ужаснее» было название тем «ужаснее» была и музыка (смеется). К сожалению, такая взаимосвязь подтверждалась, поэтому и отношение было определенное, поэтому и в ответе писали: «Спасибо за вашу музыку. Мухи вас слушали» (смеется).
Как правило, интересные группы сразу попадали «в объектив» и сразу же брались на заметку. Они интересным образом сразу же оставались в памяти, даже без бумажек, без записей, во время обсуждения мы сразу вспоминали и название коллектива и даже песни, характерные обороты. В общем, оригинальность группы в рок-н-ролле, конечно, самое главное и такие группы были всегда. Вот ради них, мне кажется, все это и устраивалось.
Я был председателем жюри Rock-Line до 2003 года, а потом уехал в Москву, и моя жизнь стала жизнью композитора кино и театрального композитора. Я стал больше внимания уделять не рок-н-роллу, а профессиональной композиторской деятельности.
И все равно рок-история не отпускает…
Помню, как в 2000-м году приехал на фестиваль «Пермский период» с группой «Поезд куда-нибудь». Все началось с предложения отпраздновать 25-летие группы, потому что появились финансовые силы, организаторские, появилось желание снять хороший концерт группы «Урфин Джюс». Вот и решили приурочить это к юбилею группы и в 2006 году такая возможность появилась. На 25-летие был огромный концерт с оркестром, многокамерной и многоканальной записью.
И в этом году мы будем праздновать 10-летие НЕвыхода DVD-альбома группы «Урфин Джюс». Все празднуют ВЫХОДЫ альбомов, а мы решили отпраздновать юбилей НЕВЫХОДА (смеется). Мне кажется, это очень хорошая идея, по крайней мере, это оригинально и свежо, так еще никто не делал (смеется).
На юбилей группы в 2006 году фактически пришли те же, кто слушал группу 25 лет назад. Молодежи хоть было и немного, но она была, что порадовало. Наконец, будем говорить откровенно – это был, прежде всего, концерт для самих себя, потому что такого зафиксированного концертного материала группы «Урфин Джюс» не было. Были три студийных альбома, а было бы, конечно, интересно увидеть эту группу «живьем» хотя бы для истории.
Поэтому мы, будем говорить честно, преследовали скорее «исторические» цели.
Я никогда не играл, терпеть ее не могу, но, к сожалению, найти хорошего бас-гитариста сложно. Пришлось им стать самому. И дело тут не том, чтобы играть хорошо, а в том, что нужно играть определенным образом. Бас-гитара настолько специфический инструмент, что не искушенный в рок-музыке человек может просто все разрушить, нарушить музыкально-ритмическую ткань . Начал играть басист не «так», и всё, музыка закончилась, рок-н-ролл рухнул (смеется).
Самый смешной и курьезный случай, когда я был жюри на фестивале Rock-Line, наверное, был связан с прослушиванием присланных на фестиваль материалов. Мы раскладывали кассеты по стопочкам на 3 стола. Первый стол – это группы «конченые», полный «шлак». Он, как правило, был «с горкой» (смеeтся). Второй стол – группы, которые надо было взять обязательно. Это те, которые нравились всем, и которые не вызывали никаких сомнений. Они сразу же автоматически попадали на фестиваль, практически сразу мы и высылали им приглашение по Почте России. Их было не так много, как бы хотелось.
Третий стол – был между первыми двумя. Тоже кассет набиралось «с горочкой». На него мы складывали демоматериалы, в которых что-то «было», но «как-бы» приближалось к «шлаку». Таким группам хотелось дать шанс, и мы его давали. И вот так мы раскладывали кассеты по этим столам. Мне кажется, это был уникальный метод, который можно запатентовать, как метод отбора групп на рок-фестивали (смеется).
Для меня Rock-Line это, прежде всего – мои друзья. И Олежка (Олег Новоселов), Царство ему небесное, и Лена (Елена Зорина-Новоселова). Потому, что, мне кажется, что в таких «тусовках» все происходит, прежде всего, благодаря личным человеческим связям. Когда ты лично знаком с группой, с музыкантами, организаторами, с постоянными слушателями, которые приходят на фестиваль, возникает целый жизненный этап, связанный с определенными, очень важными и знаковыми для тебя вещами. Ты ими дорожишь, лелеешь их, стараешься нести их по жизни, и с которыми ты, наверное, умрешь.
Поэтому для меня Rock-Line такое теплое, душевное, человеческое место, где помимо музыки, общения на рок-н-рольную тему, были и есть замечательные люди. Мне нравится, что фестиваль развивается, и дела его множатся (это я о проекте Rock-Line.lab и выходе виниловой пластинки)…
Это и город Пермь, куда хочется приезжать, где встречи – это праздник, город, в котором хочется верить, будет жив рок-н-ролл и будут появляться новые замечательные группы.
И что дело Rock-Line, прежде всего, воплотилось в музыку, пусть немногих, но талантливых групп. Талантливых не может быть много. Это те, кто нравится людям, музыку которых слушают. Их музыка стала и становится частью нашего культурного пространства, пространства России.
Все интервью с пермяками и гостями города вы можете прочитать в разделе «Интервью» на сайте progorod59.ru.