Пермский альпинист: «После падения с Эльбруса спасался, не дожидаясь МЧС»
Сергей Шадрин, 70-летний альпинист из Перми недавно упал с горы Эльбрус. Он рассказал корреспонденту «Pro Город», как ему удалось выжить.
В четверг, 17 декабря, Сергей рассказал, что на Эльбрус поднимался уже в третий раз. Первый раз на Эльбрус он поднялся в 1993-ем году, потом в 2010-ом. Оба раза были летом, но в этот раз он решил сделать это зимой.
«Нужно, чтобы везде был фирн (снег — прим. автора), чтобы было удобнее цепляться ледорубом. Но в этот раз мы с моим другом Владимиром, немного просчитались. Ураган был, ветер сильный. Весь снег обдуло, и кругом гололед. Цепляться практически не за что. Вышли в 2 ночи и поднялись на 5 тысяч метров. Оставалось еще 642. В какой-то момент поняли, что из-за льда подниматься дальше слишком опасно. Нужно спускаться».
В гору подниматься легче, чем под гору. В какой-то момент при спуске Сергей сорвался...
«На высоте почти в 5 тысяч метров я не удержался. Акклиматизацию плохо прошел и сорвался из приступа гипоксии. Скатывался где-то метров 400. Лицо все было исцарапано, были подозрения на перелом ребер и сотрясение мозгов. Но в итоге выяснилось, что я только руку повредил — скол кости в районе локтя. Потом Владимир еще долго ко мне спускался. Мы оба понимали, что если упадет еще и он, то нам точно не выжить. Спустился, охал и ахал. Первое, что я подумал, когда упал: «Хорошо, что не один». Лежал долго... Впереди были скалы. Если бы докатился до них, то с вами сейчас тут не разговаривал бы».
Владимир сразу стал поить Сергея горячим чаем, так как первое, что нужно сделать при первой помощи пострадавшему — согреть его.
«Но как создать должные условия, если кругом лед? Вызвали спасателей. Но в какой-то момент я почувствовал, что начинаю замерзать. «Ну что, Вовка, помирать что ли теперь? - говорю. - Пошли своими силами». Старался бодриться. Мы встали и пошли искать снег, там безопаснее. Шли медленно — голова не работает, все болит. Потом видим — вертолет за мной летит. Я уехал, а Вовка остался со снаряжением, потом своим ходом добрался».
Сергей Шадрин отлеживался два дня, после чего отказался от госпитализации и самостоятельно на машине доехал до Перми, будучи за рулем.
«Отказался от госпитализации, потому что не люблю больницы. Подумал, если до дома доеду, то там и стены родные помогут на ноги встать. Характер у меня такой».
Хотя сейчас родные Сергея за руль его не пускают и стараются оберегать от бытовых трудностей.
На Эльбрусе с собой у Сергея был фотоаппарат с картой памяти, где были ценные снимки.
«Когда сорвался, фотоаппарат разбился вдребезги. А где же сейчас флэшку отыщешь? Потерялась. Об этом жалею...».
Многие спрашивают альпиниста, зачем он покоряет горы, для чего ему это нужно. Сергей Шадрин рассказывает, что ему нравится то чувство, которое он испытывает после того, как поднимается на вершину.
«Понимаете, когда едешь в мороз по дороге — присутствует некая тревога, а потом на маршруте наступает спокойствие. В жизни больше людей боишься, а в тайге ничего не страшно. Мысли только о том, как выжить и дойти. Человеку ведь много не надо — создать тепло, найти еду, чтобы выжить. Там я нахожу умиротворение».
Помимо Эльбруса, Сергей много где успел побывать. Он постоянно ходит в экспедиции, всходит на горы. Был на Северном полюсе в 1995 году, посетил Землю Франца-Иосифа, ездил в Якутию на Алтай и в Шпицберген.
Ранее портал progorod59.ru уже писал о том, что на горе Эльбрус спасли двух альпинистов из Перми.