· 0+ · Lilia Andreeva

Пациент «Челюсти» и авральные дни: «Pro Город» поработал с бригадой скорой помощи и узнал о трудовых буднях медиков

Кто такой врач скорой помощи - волшебник или простой человек? Какую помощь он должен оказывать на самом деле? Как проходят его трудовые будни? Корреспондент progorod59.ru поработал вместе с медиками скорой помощи и узнал ответы на эти и другие вопросы. 

Мы посетили мотовилихинскую подстанцию. Смена выездных бригад начинается в 7:45 и длится 24 часа. На подстанции есть кровати, но поспать медикам не удается. Есть и кухня с микроволновкой и телевизором, но на обед всего 30 минут. Не попируешь.

На подстанцию приезжаем только на обед и на пересменку, а так постоянно носимся с вызова на вызов, - рассказывает врач скорой помощи Эльмира Филиппова с опытом работы 27 лет.

При входе висит график работы бригад. Всего их на мотовилихинской подстанции 14. В каждой бригаде по 3 человека: врач, фельдшер и водитель.

Раньше мы могли ездить и по двое — водитель и врач или водитель и фельдшер, - рассказывают сотрудники подстанции. - Но стало много буйных пациентов, особенно по ночам. Для безопасности теперь всегда ездим втроем.

График работы бригад скорой помощи. Фото "Pro Город"

Тут доносятся звуки переговоров из рации. Беседуют диспетчер с позывным «Тонус-1» и врач.

«44-ая, на вызов. Аритмия», - говорит диспетчер

«Тонус-1, вызов принят», - отвечает врач.

Вызов начинается со звонка человека по номеру 030. Запрос обрабатывает диспетчер на центральной подстанции — на улице Попова, 54. Оттуда он уже распространяется по другим подстанциям. Всего по городу их 9. Потом, если бригада «дома», вызов ей передает диспетчер подстанции. Если бригада в дороге, то вызов она принимает с центра.

Про вызовы

У нас 9 подстанций в городе. Раньше они обслуживали Пермь, теперь еще присоединили Пермский район. То есть наша бригада может поехать в Лобаново, Мостовую, - сообщает Эльмира.

Мы с бригадой приехали на «аритмию». Но оказалось, что это банальное ОРВИ. Пациент сообщил, что его начало лихорадить и поднялась температура. И он решил вызвать скорую.

Часто люди просто перестраховываются. Боятся, что температура 38,3 — это что-то серьезное, - рассказывают сотрудники бригады. - Пациенты ждут, что врач скорой даст волшебную пилюлю, и больному сразу полегчает. Но, на самом деле, все не так просто. Врач на скорой не лечит, а осматривает. Если что-то серьезное, то везем в больницу.

Пациента с ОРВИ осмотрели, померили давление. Дали советы, как правильно лечиться, и сказали вызвать участкового врача. 

В среднем, за сутки у нас около 25 вызовов. И обычно из них 24 случая, где наша помощь не требуется, люди могут помочь себе сами, - говорят члены бригады.

Сотрудники скорой рассказывают, что когда на кону действительно жизнь пациента, выезжает «ремка» - бригада реанимации. Правда, они же выезжают и на пьяных. Забирают и везут в дом алкоголика.

В небольшом перерыве между вызовами спрашиваем, есть ли какая-то "сезонность". Например, летом чаще выезжают на одни случаи, зимой - на другие.

Больные животы, кровотечения, давление, аритмия, роды — круглый год. Нет никакой сезонности, - рассказывают сотрудники бригады. - Разве только зимой больше жалоб на высокую температуру. В праздники — нашествие пьяных со всеми вытекающими: травмы, похмелье, боли в груди.

Тут снова выходит на связь диспетчер.

44-ая, примите вызов. 13Л, - говорит он.

Оказывается, у каждой жалобы есть свое обозначение. Например, 13Л — это рвота и понос.

Тонус-1, вызов принят, - привычно отвечает врач.

И по ночным пустым улицам мы едем в другой район.

Бригада работает не только в том районе, где расположена ее подстанция. Вот, на Вышке-2 построили подстанцию, но мы и туда ездим, и в Свердловский район. Если бригады одного района не справляются, бригадам других приходится помогать. Еще, бывает, что отвозишь больного, например, в инфекционку на улице Пушкина, и все - остаешься работать в центре. Когда там вызовы заканчиваются, едешь к себе в район, - рассказывает Эльмира.

Доезжаем до очередного пациента. Осмотрели. Как и везде, работа скорой не обходится без заполнения формуляров карточек. В последнее время в эксплуатацию ввели планшеты. Гаджет упрощает общение с диспетчером. Туда поступает вызов, можно указать статус бригады, который тут же увидит диспетчер, занести данные больного в базу. Но карточки никто не отменял, и их все равно заполняют. Самую важную информацию врач вносит в карточку на месте вызова - со слов пациента. Остальную — по дороге на следующий вызов, чтобы не тратить время.

Планшет, с которым работают врачи. Фото "Pro Город"

Покинули пациента, едем на следующий вызов. Потом на еще один, и еще один...

По пути между адресами обсуждаем больной вопрос: с завидной регулярностью горожане жалуются на то, что скорая слишком долго едет. Бригада рассказывает, что время от звонка пациента до приезда к нему медиков зависит, в основном, от загруженности.

Если много вызовов, конечно, долго едем. В праздники было по 3 000 вызовов за смену. Я 10 марта работала, тогда одновременно висело 55 необслуженных вызовов, - вспоминает Эльмира. - Время тратится не только на дорогу. Ведь человека еще и осмотреть надо. Бывает, что «зашел-вышел». А иногда сидишь и час, и больше. Больного надо посмотреть, кардиограмму снять, как-то полечить, например, укол поставить, карточку заполнить. Также не всегда сразу получается адрес найти - улицу или дом. Особенно в частном секторе.

В пути до адреса, на который едем, фельдшер старался хоть немного вздремнуть, упершись лбом в кресло. А в кабине вспоминали необычные случаи и пациентов.

Есть один мужчина у нас, соседи прозвали его «Челюсти». Потому что он зубами клацает. 82 года ему уже, - рассказывает Эльмира. - Состоит на учете у психиатра, каждый год на «Банке» лежит. Как только выходит, начинает скорую дергать: вызывает на боли в сердце. При этом все нормально у него с сердцем. А он вызывает каждый день. Причем позвонит, вызовет и забудет. Идет к соседям и их просит вызвать. И вот буквально каждый день к «Челюстям» ездит скорая. И он у нас не один такой.

Сталкиваются врачи и с опасностью на работе. Например, с агрессивными пациентами. Специально для таких случаев в планшет добавили тревожную кнопку.

На моей практике нападений не было. Но, когда я поступал на работу, мне сказали, чтобы я агрессивных пациентов не бил, - говорит фельдшер Алексей. - Чтобы потом с меня побои снимали, а не с них. Нам желательно не превышать необходимой самообороны.

А Эльмира однажды пострадала во время вызова. Но не от пациента, а от его домашнего животного.

Приехали к бабуле, у нее давление было. Фельдшер пошел ей уколы ставить, дверь в комнату была закрыта. Я сидела карточку писала, - вспоминает врач. - Тут кошак бабулин лбом дверь открыл, вошел в комнату, подошел ко мне, понюхал. А я руку в этот момент просто опустила, даже не гладила его. И он как вцепился! Укусил и челюсти не разжимал. Такая была боль адская! Помню, сказать ничего не могу, в зобу дыхание сперло. Искры из глаз. Хорошо, фельдшер увидел вовремя. Подошел, как дал кошаку по лбу, тот челюсти и разжал. Потом больная рука опухла, я ходила в гипсовой лангете, думала начнется флегмона (болезнь кошачьих царапин), но не дошло.

Вспоминаем недавнюю аварию, когда лихач на перекрестке врезался в скорую (тогда 5 человек пострадали, а одна девушка умерла). Бригада отмечает, что ДТП случаются редко. Все-таки чаще автолюбители уступают дорогу скорой.

Машины скорой помощи на подстанции. Фото "Pro Город"

Люди боятся ответственности: если что-то тяжелое и везешь пациента с мигалками и сиреной, то, естественно, пропускают, - говорит врач.

Однако аварии все же случаются. И Эльмира вспомнила одну из них, которая случилась лет 20 назад, причем в том же самом месте, где на минувшей неделе произошло громкое ДТП со скорой.

В той бригаде мои знакомые работали. Так же на перекрестке улиц Ленина и Крисанова скорую, которая везла больного с внутренним кровотечением, не пропустила машина, - вспоминает Эльмира. - У фельдшера был компрессионный перелом позвоночника. Врач вылетела через лобовое стекло. Осколки в голове остались. Водитель погиб на месте, не приходя в сознание. Удар пришелся в сердце. И больной тоже умер.

В конце смены уставшие после суток члены бригады отмечаются у диспетчера. 

- Тонус-1, 44-ая свободна, - сообщает врач.

- 44-ая, домой - отвечает диспетчер

На подстанции. Фото "Pro Город"

Возникает вопрос: «Почему же люди выбирают эту сложную работу?»

Работать не так уж и тяжело, привыкаешь. Платят реально мало. Ставка фельдшера - 15 тысяч рублей за 7 суток. Но жить можно. А вообще нравится, потому что здесь все разное. Не знаешь, что будет. Здесь интереснее, чем в стационаре, - говорит фельдшер Алексей.

Читайте также:

В Перми нашли бесхозные туши овец (ФОТО)