«Мыслей не было, просто хотела отбиться»: рассказ пермячки о службе в Афгане

Традиционно с Днем защитника поздравляют мужчин. Говорят, что у войны - неженское лицо. Но немало женщин также заслуживают звание защитниц. Одна из них - Надежда Вяткина, жительница Пермского края, участница афганских событий - интернациональной миссии Советского Союза.

Она поделилась своими воспоминаниями и рассказала о военных действиях, быте, о местных жителях и жизни в жарком Афганистане.

Как оказалась в Афгане

В Афганистан я попала по собственному желанию, в первую очередь по патриотическим убеждениям: мой отец много рассказывал о своем военном детстве и службе на границе с Афганистаном – Кушке, где прослужил 3 года и 8 месяцев. На тот момент мне было уже 25 лет, вполне осознанный возраст.

Надежда Вяткина в Афгане. Фото предоставлено Надеждой Вяткиной

Второе - мне, как и многим, было интересно, а что там на самом деле происходит? Информации было мало и только от очевидцев, а они на вопрос «Как там?» всегда отвечали: «Съезди, сама посмотри». Документы для отправки проверяли целый год, и вот, в августе 1985 года, начался путь «за речку».

Первое впечатление было удручающее: казармы, солдатская каша, металлические двухярусные койки на военном аэродроме в Тузеле (Ташкент). Оттуда следовал перелет в Кабул - столицу Афганистана. На аэродроме в Кабуле меня ждало второе потрясение: пустыня, горы, жара. И снова полевые условия. Из Кабула меня направили в медсанбат города Шинданд. По прилету познакомилась с земляком. Землячество было на первом месте, мы особенно поддерживали друг друга. Мне повезло - мой земляк был не просто из Пермской области, но и из моего поселка, где я родилась, знал моих родителей и старшую сестру. Впоследствии он мне очень много помогал.

Быт и обязанности

В Шиндандском медсанбате жили в модулях-общежитиях, старых и новых. Во всех были кондиционеры, холодная вода, а летом, когда вода в трубах нагревалась, то и горячая. Зимой в старых модулях было очень холодно, спали под бушлатами, двумя-тремя одеялами, включали обогреватели.

Панорама. Фото предоставлено Надеждой Вяткиной

Но мне опять повезло - меня поселили в новом модуле с огромными светлыми комнатами, где зимой было «центральное» отопление. У меня был маленький телевизор, и мы часто собирались вместе и смотрели фильмы и различные передачи из Союза. В медсанбате был летний клуб, библиотека, приезжали артисты с концертами.

Питались хорошо, но однообразно, в основном консервами и кашами. На территории был магазин военторга, где продавали различные продукты, книги, одежду, технику. Нам платили 230 чеков - 230 рублей на советские деньги, немало по тем временам, но сэкономить не удавалось, практически все уходило на покупку сладостей и продуктов в магазине - уставали от столовской еды.

Магазин. Фото предоставлено Надеждой Вяткиной

Вообще сложности были, но переносились легко, потому что мы были молодые, легкие на подъем, нам все было интересно, хотелось все познать и узнать.

Сухой паек. Фото предоставлено Надежой Вяткиной

Я работала мастером коммунально-эксплуатационной части, мы обеспечивали медсанбат водой и теплом. Недостатка в воде не было. Было три скважины, из которых вода поступала в зарытые под землей цистерны. Ежедневно брали воду на анализ, была своя лаборатория, территория была огорожена колючей проволокой и круглосуточно охранялась. Вода в пустыне - стратегическое оружие.

Встреча с афганцами

За территорию части не выпускали без особого разрешения, но мне по работе приходилось выезжать в свою головную часть, но только с охраной. Еще в начале службы был случай, когда нужно было отвезти документы в свою часть. На пути от КПП до развилки с аэродромом, где планировала поймать попутную машину, предстояло пройти через дувалы (жилища) афганцев.

Дувал афганцев. Фото предоставлено Надеждой Вяткиной

Там пересеклась с двумя афганцами, работающими на аэродроме. Поздоровались и разошлись мирно, но потом они вернулись, и между нами началась перебранка: они начали приставать и махать руками, подбили мне глаз и разбили очки. Мыслей никаких не было, просто хотела отбиться... И тут пришло спасение: часовые с нашего КПП увидели все происходящее, дали очередь из автомата, и афганцы убежали. После этого происшествия я уже с опаской куда-то ходила.

Где-то здесь произошла стычка с афганцами. Фото предоставлено Надеждой Вяткиной

Медсанбат

В медсанбат привозили раненых, особенно много их было во время боевых операций. Медикам приходилось трудно в это время, работали иногда сутками, часто сдавали кровь, иногда прямым переливанием, так как запасов особых не было. Мы их жалели и всегда старались помочь. Раненым бойцам приносили конфеты, пряники, соки, поддерживали - это же наши ребята, все молоденькие.

Помню один случай, когда привезли на БТРе подорвавшихся на мине ребят и стали их выгружать. Одного мальчишку вытянули из брони, а у него и ног нет, так на носилки и хлюпнуло кровавое месиво из того, что осталось. Эта картина стоит перед глазами до сих пор.

Помогали и афганцам. Были специальные дни для приема афганских больных. Рядом с территорией медсанбата находилась школа-интернат для детей-сирот, афганская летная часть. Наши ребята часто навещали их, угощали сладостями, ходили к ним на праздники, устраивали соревнования по волейболу и футболу.

Афганцы на приеме в медсанбате. Фото предоставлено Надеждой Вяткиной

Первое время в Афгане было много знакомых и друзей, но когда они стали исчезать (кто-то по замене, кто-то погибал) знакомилась мало - просто не хотелось терять.

Прощание с погибшими. Фото предоставлено Надеждой Вяткиной

Стереотип

Очень расстраивает стереотип, что женщина на войне - это просто обслуга во всех пониманиях. Однако могу сказать, что так говорят и думают только те, кто ничего не знает о жертвенности, принесенной женщинами в тех условиях - нам было тяжелее вдвойне. И когда начинаешь разговаривать и приводить примеры: а кто их кормил в столовых, кто телефонировал координаты боевых точек, кто лечил их по медсанбатам и госпиталям или кто снабжал их чистой питьевой водой... Все стереотипы разлетаются в прах, и убеждаешься, что все было не зря. Мы выполняли свою работу добросовестно и честно. Чему свидетельствуют многочисленные грамоты и награды.

Вывод войск

Одним из моих больших впечатлений было историческое начало вывода советских войск в октябре 1986 года, непосредственным участником которого я была. Наша работа - девчат, прошедших политзанятия, заключалась в том, чтобы позаботиться о гостях, прибывающих на церемонию вывода. Около ста человек корреспондентов, из них 65 из 28 капиталистических стран, делегаты и официальные высокопоставленные лица на аэродроме по прибытию приглашались в палатки, где был устроен фуршет. Мы встречали их в палатках, предлагали бутерброды, фрукты, чай, кофе, помогали сориентироваться. Потом мы были и на самом выводе с маршем и встречей правительства.

Что дальше

После возвращения Надежда жила и в России, и за границей. 12 лет назад она вернулась на Родину. Три года состоит членом организаций «Боевое братство» и «Женский союз ветеранов боевых действий». Ведет активную общественную жизнь. Староста деревни, в которой сейчас живет, и член совета ветеранов труда. Награждена медалями, в том числе и правительственной. В прошлом году получила почетную грамоту от Министерства обороны России.Пользуется многими льготами и привилегиями, которые предоставлены правительством России и «Боевым братством».

Три года назад военно-исторический архив создал фонд документов - воспоминаний женщин-ветеранов боевых действий в Афганистане. На основании этих и других материалов была издана книга (совместно с «Боевым Братством») «Советский Союз в Афганистане». Надежда передала в этот фонд свои фотографии, документы и письма, которые почти ежедневно писала родителям и которые бережно хранились ее мамой почти 30 лет.

Самые интересные письма решила издать как книгу «Письма из Афгана» - в ней только факты, касающиеся афганских событий, этой интернациональной миссии, очень подробно и без купюр, - рассказывает Надежда. - Книга вышла к 30-летию вывода советских войск из Афганистана.

Читайте также

«На полгода запираюсь дома из-за погоды»: потомок королей из Африки рассказал о жизни в Перми