«История ветерана»: талантливый музыкант, который влюбил в себя дочку губернатора

Продолжается проект «История ветерана», благодаря которому каждый может рассказать о герое своей семьи. Не важно, служил этот герой или был тружеником тыла, а может быть он был ребенком войны или прошел ад блокадного Ленинграда или фашистского концлагеря. Чтить память нужно всех, кто ковал победу в те страшные годы.

Читайте, как прислать историю своего ветерана.

О своем родственнике Михаиле Дмитриевиче Яшманове-Камском рассказал Дмитрий Яшманов

«Дядя или нет он мне, но мой отец с ним был родней, вроде брат двоюродный или дальше, не уверен. По возрасту они были рядом, да и выросли вместе в Усть-Кемоле. Дядя Миша бывал у нас в Закамске. Помню красную и желтую планки за ранения на пиджаке, два ордена Славы второй и третьей степени, вроде орден Красной Звезды был, медали, в том числе за взятие Будапешта или Вены.

Помню последний раз его в длинном пальто уходящим на остановку автобуса в Закамске. Уже апрель был, а шел мокрый снег крупными хлопьями. Помню его перебитый пулей безымянный палец на правой руке, вроде сросся и двигался, но абсолютно не гнулся в суставе. Играл на баяне он как бог. Меня отец отправил в музыкальную школу учиться игре на баяне во многом благодаря дяде Мише. Мой отец его очень уважал.

По рассказам моего отца, в раннем детстве Михаил был одержимым игрой на музыкальных инструментах. Возьмет какую-нибудь доску или палку, вообразит, что это балалайка или гармонь, и имитирует игру. Когда появилась гармонь, быстро научился и играл на танцах, свадьбах, праздниках всякого рода. Один раз услышав мелодию, мог быстро подобрать и сыграть.

Про ранение рассказывал так: «Помню, что ехали в кузове отрытой машины, вдруг команда «Воздух», появились мессеры. Помню, что взялся за борт машины, чтобы выпрыгнуть, потом - провал в памяти. Одна пуля в спину, другая раскрошила борт машины, повредила палец. Очнулся в санитарном поезде через несколько дней, спросил, куда едем. Сказали, что проехали Вятку, едем на Урал, вроде в Свердловск». Он стал проситься, чтобы его высадили в Нижней Курье, потому как у него здесь родня. Вроде бы разрешили. Долечивался в Перми.

К концу войны он был связан с легендарными «Катюшами». То ли служил в расчете «Катюши», то ли у них в дивизионе были. Вроде бы применялись при штурме Будапешта.

После Дня Победы их часть была или в Вене, или в Будапеште. Губернатор устраивал торжественный вечер для советских генералов и высших офицерских чинов. В войска послали посыльных, чтобы найти хороших музыкантов. О Михаиле знали все, его сразу вызвали, и он играл на этом вечере.

Фото из архива Дмитрия Яшманова

Играл так хорошо, что в него влюбилась дочка этого губернатора . У них любовь, их часть выводят обратно в СССР, она просит его остаться, он готов жениться, но кто же ему даст. В то время за это могли под трибунал отдать. В общем, сцена как в фильме - он уезжает в полуторке, за машиной бежит его девушка и кричит: «Михась, Михась»

Для справки: Яшманов-Камский Михаил Дмитриевич  (1921-1979) - участник боев под Москвой. Дошел от Москвы до Вены (Австрия). Служил в музвзводе. Композитор. Написал много песен и к ним музыку. Работал после войны в Домах культуры Ильинского, Добрянки, Перми. В 50-е годы вел хор в Доме пионеров. Радкевич написал стихотворение в его честь:

«Пограничник - баянист»

На Урале возле Камы
Жил веселый баянист,
Голубыми вечерами
Был баян его речист.
... Стояла насмерть песня
У обугленных застав
Баянист совсем седой.
Только песня остается молодой...

Важно

В рамках проекта «История ветерана» «Pro Город» поздравит ветеранов, детей войны, тружеников тыла и всех тех, кто стал свидетелем событий 1941-1945 годов. В этом проекте нас поддерживают партнеры, которые предоставят для ветеранов подарки. Это компании: