Директор школы при детской колонии: «Мы вместе переживаем и отправку на ИК и освобождение...»
Учитель — одна из самых древних и самых важных профессий в мире. Педагоги учат не только предметам, но и жизни, общению, взаимодействию с окружающим миром. Преподавание - тяжелый труд, и подчас очень сложно привить детям любовь к учебе, желание получать знания.
А если дети не совсем обычные? Если жизненного опыта у некоторых иногда больше, чем у взрослого учителя? Как найти контакт с ребенком, который совершил ужасные поступки? На эти и другие вопросы ответила Надежда Сунцева, директор средней образовательной школы при детской исправительной колонии в Гамово, в Пермском крае.
В пятницу, 5 октября, в День учителя, воспитанники детской колонии подготовили концерт для любимых педагогов. Пока ребята репетировали, корреспондент progorod59.ru пообщалась с директором школы и посмотрела, в каких условиях обучаются воспитанники учреждения.
Фото progorod59.ru
Нет ни решеток, ни наручников, ни камер…
В колонии находятся подростки от 14 до 18 лет. Иногда до 19. В школе - светлые классы, цветы и рисунки на стенах — работы воспитанников. Никаких решеток - ни на окнах, ни между учителем и учениками. Надежда Сунцева рассказывает, как проходят уроки.
- В классе находятся только учитель и ученики. Преподаватели в отличие от воспитателей не являются сотрудниками колонии. Но, чтобы воспитанники колонии чувствовали, что воспитатель рядом, сотрудники администрации находятся в коридорах школы. Да и безопасность учителей они должны обеспечивать, - рассказывает Надежда Сунцева. - Но ребята охотнее идут на контакт с гражданскими, а педагоги — гражданские. К ним больше доверия... Но тем не менее, воспитатели — это наша поддержка, помощь.
В школе подростки могут спокойно передвигаться по классу, выходить к доске, а на перемене выйти в коридор, побеседовать на лавочке. При этом, несмотря на совершенные молодыми людьми преступления, учителя не боятся оставаться с ними один на один.
- Агрессии и нападений со стороны наших учеников на педагогов никогда не было. Поэтому и страха в работе нет. Я пришла сюда в 24 года, а тогда еще осужденные до 21 года могли оставаться в колонии. То есть разница в возрасте между нами была минимальная. Тут - как уж себя поставишь перед ними. Оскорбления, сюсюкания со стороны преподавателя не допустимы, - рассказывает Надежда. - Мы учимся доверять друг другу. Есть учитель, есть ученик. И мы вместе начинаем познавать, изучать. Где-то они нас чему-то научат. У них ведь очень богатый жизненный опыт несмотря на возраст. Порой, я понимаю, что я подросток по сравнению с ними в тех ситуациях, которые они пережили.
Фото progorod59.ru
Надежда Сунцева уверена, что образовательный процесс должен строиться на доверии и на общении. Преподаватель должен поддерживать ученика
- Им приходят письма из дома. Они звонят домой. Скучают, очень скучают. Они дома всю семью оставили. Они дети. Совершив преступление, они не перестали быть детьми. Даже, если им уже 18 лет, - считает Надежда. - Мы с ними разговариваем. Показываем, что досуг — это не алкоголь, а общение, игры, беседы.
Спецподготовка учителей колонии
Сложная судьба, совершенные преступления накладывают след на психику подростков.
- Бывает, что не хотят учиться. Работаем с ними. Убеждаем, уговариваем. Они «замороженные» приходят. Надо «размораживать» сначала, - отмечает преподаватель. - А потом у них глаза загораются: «Оказывается, это так интересно — учиться».
Каждый преподаватель замечает малейшие отклонения в поведении воспитанника. Для этого учителя проходят специальную подготовку и обучаются самостоятельно. Математик, физик, географ — любой учитель может определить, есть ли проблемы у его ученика по рисунку, по почерку, по записям на полях.
Работы воспитанников колонии. Фото progorod59.ru
- Недавно после урока рисования просматривала работы и вижу, что-то не то в рисунке одного подростка. Позвала его, спросила, давно ли маме звонил, - вспоминает Надежда Сунцева. - Оказалось, что он не хочет звонить, потому что она на свидание не приходит. Какую-то обиду они вдруг включают, и весь мир становится плох. Поговорили, обсудили все. Буквально через два дня все прошло. Все наши педагоги очень внимательно относятся к таким деталям.
По мнению директора необычной школы, специальные тренинги и самообучение необходимы, чтобы получать удовольствие от своей работы.
- Надо получать удовольствие от работы, а это возможно, когда чувствуется успех. И у наших мальчишек то же самое: есть успех - есть желание. А есть успех - есть и поощрение. Похвала, порой, для них очень важна. Она сразу их окрыляет.
Внеклассные занятия и домашнее задание
В этой школе ученики не делают домашних заданий. На это у них нет времени, да и время в школе строго ограничено. Но, если у воспитанника проблемы с учебой, он всегда может рассчитывать на помощь преподавателя и на дополнительные уроки.
Граффити в классе по английскому языку - работа учеников. Фото: progorod59.ru
- Учитель будет объяснять столько, сколько надо. Педагог с учеником после уроков вместе будут сидеть и пыхтеть, пыхтеть, - рассказывает директор школы. - Кого-то приходится оставлять, пока до него не дойдет, что это интересно. А так они не любят ни двойки, ни тройки, им нужны хорошие оценки.
Однако среди учеников хорошистов немного. У ребят довольно много пробелов в знаниях. Сложная судьба откладывает отпечаток на усвоении школьной программы: кто-то прогуливал, кто-то не хотел учиться, а у кого-то не было такой возможности.
- У нас учатся ребята в возрасте с 14 до 18 лет, а программа с 7 класса. 16-летних подростков в 8 классе в обычной школе нет. Поэтому одно дело учить в 8-м классе ребенка, которому 14 лет, а другое - которому уже 18, - говорит Надежда Сунцева. - У них очень много пробелов в образовании. Но тем не менее, все осознают необходимость образования и стремятся получить аттестат. Экзамены проходят как в обычной школе. Мы сдаем и ОГЭ, и ЕГЭ. Но есть и поблажки - тесты чуть проще.
Несмотря на старания, бывают и «неуды», и даже академические задолженности. Но на второй год здесь оставляют только в порядке исключения.
- Академические задолженности устраняют обычно в течение четверти. Очень редко на второй год оставляют. У нас не забалуешь! У нас все четко. Порядок в голове должен быть. Мы учимся, мы получаем профессию, учимся жить. В голове порядок - в жизни порядок, - говорит директор школы.
Помимо изучения школьной программы, здесь ребята получают еще и профессию. Всего 8 направлений: программисты, сварщики, швеи, штукатуры и другие.
Класс математики. Фото progorod59.ru
В День учителя воспитанники колонии подготовили концерт — поздравление для преподавательского состава. Посмотрев его, учителя остались довольны. Надежда Сунцева рассказывает, как подростков, которые нарушили закон, стараются вернуть к нормальной жизни.
Чтобя снять негатив, который они накопили в себе, с ними работают психологи. Тут уделяется больше внимания к ученикам, чем в обычной школе. Более индивидуальная работа, и воспитатели тесно взаимодействуют с преподавателями. Каждый воспитанник переживает за свое будущее. И мы все вместе переживаем то, что с ними происходит: и отправку на взрослую исправительную колонию, и условно-досрочное освобождение.
Надежда говорит, что выходя на свободу, их воспитанники не забывают учителей.
- Если мы встречаемся в городе, то они обязательно подойдут, поздороваются. Если я вдруг не помню, кто это, они сами напомнят, спросят, как у нас дела, узнают про каждого преподавателя. И, конечно, про себя расскажут, - отмечает Надежда. - Был однажды случай. Мальчик освободился. Вдруг в городе с ними встретились и потом вместе с колясками гуляли: у него супруга родила, а у меня был второй ребенок. И бывший ученик рассказывал мне о своих достижениях, благодарил.
Признаемся, перед поездкой в школу при исправительной колонии мы думали, что увидим классы с решетками на окнах, суровых педагогов и учеников, прикованных наручниками к партам. Но преподаватели в школе разрушили стереотип. Оказалось, что это светлые, жизнерадостные профессионалы, любящие свою работу и видящие в воспитанниках прежде всего детей. А те, в свою очередь, хоть и оступились в жизни и нарушили закон, к своим педагогам относятся уважительно и с благодарностью. И атмосфера, созданная в школе, помогает привить им интерес к учебе.
Напомним, ранее мы писали о том, что пермский лыжник выиграл Чемпионат мира
Кстати!
У вас есть интересная новость? Сообщите об этом в редакцию progorod59.ru. Звоните 276-60-66, оставляйте сообщение на сайте в разделе «Добавить новость» или присылайте в группу «ВКонтакте».
Подписывайтесь на наш аккаунт в Инстаграм
Подписывайтесь на наши новости в Яндекс.Новостях
Читайте также:
В Пермском крае рядом с автобусной остановкой нашли труп мужчины