Бывший дальнобойщик рассказал о жизни в дороге, лихих девяностых и маршруте Пермь-Москва

Андрей Борисов один из тех, кто в сложные для страны девяностые годы, чтобы заработать сел за руль большого автомобиля и отправился колесить по дорогам страны. 

В понедельник, 16 ноября, бывший дальнобойщик, а сегодня специалист по металлическим конструкциям дал интервью журналисту портала progorod59.ru, в котором рассказал о жизни в дороге, надежном товарище и возвращении домой.

Про начало.  Сложные времена были – конец девяностых. Зарплату на предприятиях месяцами не платили, а детей кормить нужно. Один знакомый как-то посоветовал: «Купи машину и катайся». Тогда многие мужики, кто на больших машинах при Союзе работал, в дальнобойщики шли. Вот мы семьей посовещались, собрали все деньги, какие были, и купили «Супер-МАЗ». На новый не хватило, взяли подержанный. Ох и намучался я с ним! Поломка на поломке.

Про напарника. Хороший мужик! Вова Делеу. Но у нас в городе все зовут его не иначе как «молдаван». Два с половиной года мы с ним катались на пару. В технике он отлично разбирался, так что с любой поломкой вдвоем справлялись. Он меня отучил включать радио или проигрыватель в дороге. «Мотор нужно слушать, а не музыку» - говаривал мой напарник, и был прав. Конечно, сейчас машины новые мощные и нет нужды вслушиваться в мотор, а раньше невнимательность могла стоить нам нескольких дней простоя. Сейчас молдаван живет по соседству. Сам в рейсы уже не ездит, зато сын - заправский дальнобойщик. Перешла «баранка» по наследству.

Про дорогу. В те времена не случайно ездили в основном по двое. Один спит, второй за рулем, так чтобы как можно меньше останавливаться в дороге. Только заправишься и в путь! Во-первых, больших хорошо оборудованных стоянок практически не было. Во-вторых, останавливаться, особенно на ночевку, было очень рискованно – разбоя полно, лихие ведь были времена.  

Про разбой.  Чего только не было. Я в серьезные переделки не попадал, везло как-то, но правило было железное: если случилась непредвиденная остановка или поломка один чинит, второй с монтировкой стоит по сторонам смотрит.  Не раз слышал, как у ребят машины поджигали. «Нет значит денег? А ну тогда получай!» и кидают в топлевный бак с солярой факел. Соляра начинает тлеть, машина сгорает. И бедолагам ничего не остается кроме того, как пешком домой идти. Ты дальнобойщик, значит есть у тебя деньги, а то, что ты занял-перезанял чтобы в рейс выти, что у тебя семья - никого это не интересовало.

Про романтику. По мне дак нет никакой романтики. Сутками не спишь, дом за тысячи километров. Когда вернешься – не известно. Так в Москву мы ехали и везли лес. На месте разгружались, но чтобы уехать обратно нужно было получить заказ. А иначе смысл? Не заработаешь ничего. И вот стоишь ты в Москве «на приколе» и ждешь. Можешь тут же уехать в Пермь, можешь неделю прождать, а в кармане денег только  на четыре дня чтоб поесть. Домой хочется – не передать… Какая тут романтика?

Про вещи в дороге. Газовая горелка. Да пожалуй это главная вещь.  С ней на ходу и есть готовили, и грелись. Когда зимой встаешь на ночлег, ты не будешь тратить соляру, а включишь горелочку и так тепло, что можно даже в майке спать. А вообще вспоминается мне такой случай. Стоим в Москве. Лето. И вот за ночь так похолодало, такой ветер подул, что аж до костей! Все мужики на стоянке в шортах да в майках бегают, и только один Коля Леонтьев, в валенках и фуфайке расхаживает довольный. Мы к нему: «Как так?! Откуда у тебя летом валенки?». А он ответил, что в любое время года не выходит в рейс пока не убедится, что у него в запасе нет буханки белого хлеба и теплой одежи с валенками.

Про помощь. А как же не помочь тому, кто попал в беду на дороге. Каждый дальнобойщик знает какого это в минус 35 на морозе гайки крутить. Помню, однажды сломались под Казанью в поле. Небо ясное, ни единой снежинки, да такой мороз крепкий, что руки огнем горят. Поломка серьезная была и пришлось нам в Москву звонить чтобы привезли нужную запчасть. А тогда не было ни сотовых , ни раций, ни навигаторов. Вот и бежишь до ближайшего таксофона, кидаешь монетку, ну в общем долгая история…

Про то как узнать своих в толпе. Как узнать дальнобойщика? Раньше по черным от соляры рукам и лицу, а сейчас… Вот что точно осталось – это сланцы или тапочки. Очень удобная обувь, в кабине жарко, а переодеваться времени нет. Так что если вы зимой в мороз на заправке или стоянке увидите человека в сланцах и вытянутых «трениках» – это дальнобойщик.

Про гаишников. Брали не стесняясь. Нарушил ты, не нарушил – какая разница. Так, чтобы в Москву въехать за пределы первого кольца нужно было заплатить 100 рублей. Стандартная такса. Открываешь окно и молча протягиваешь деньги. Все. Но самые наглые гаицы, у любого водителя спросите, были в Татарстане и Башкирии. Они вроде для людей работают, а так чтобы например гаишник помог на дороге, если какая-то поломка, такого я не знаю, все наоборот.

А как вы относитесь к введению платы за проезд для большегрузов? Пишите в комментариях.

Про платный проезд по дорогам. Это серьезно ударит по карману обычного работяги, который трудится на себя. Большие транспортные компании конечно почувствуют это в меньшей степени. Они берут объемами. Вообще ребята правильно делают, что бастуют. Но будет ли результат? Для того, чтобы что-то изменилось нужно разом и мощно поднять дальнобойщиков по всей стране. В итоге платить из своего кармана будет покупатель в магазине, и не факт что вытянутые из дальнобойщиков деньги пойдут на ремонт дорог. Вот и выходит, что раньше бандиты грабили, а теперь государство.

Про груз. Самый удачный рейс был пожалуй когда из Москвы в Пермь мы везли целую кучу пластиковых столов и стульев. Груз легкий, понятно, что расход топлива меньше и быстрее доедешь, а деньги те же. И были эти стулья с какого-то подмосковного завода, хозяйкой которого была жена мера Лужкова. Мне это почему-то запомнилось.

Про возвращение. Счастье! Самое приятное во всей этой истории, вернуться к семье, обнять жену, детей… Но первым делом заезжаешь в магазин, покупаешь все, абсолютно, потому, что знаешь - дома пусто. И вот ты с огромными, тяжеленными пакетами идешь домой, а тебе легко… Легко и радостно оттого, что ты наконец-то дома!

Однажды я вернулся... Вернулся домой навсегда.

Ранее портал progorod59.ru писал о том, что пермяки возмущены тем, что в городе могут исчезнуть семь автобусных маршрутов.