Доказано учеными: фильтры в соцсетях меняют восприятие себя
Психологи пришли к выводу, что использование фильтров для «улучшения» внешности влияет на восприятие личных качеств людей. Для исследования этого вопроса группа ученых попросила студентов оценить 300 женских портретов, включая как отредактированные, так и необработанные снимки.
В эксперименте участвовали 76 студентов (68 женщин, 7 мужчин и 1 небинарный человек), которые должны были оценить привлекательность женщин на фотографиях и выразить мнение о их личностных качествах. Снимки были обработаны с помощью популярного приложения для коррекции черт лица в пяти вариантах: 0%, 25%, 50%, 75% и 100%. Каждое изображение случайным образом помечали как отредактированное или необработанное.
Результаты, опубликованные в журнале Current Psychology, показали, что студенты воспринимали отредактированные изображения как более привлекательные. Однако эффект был ограничен: когда фотографии были обработаны на 100%, оценки привлекательности снижались до уровня необработанных снимков. Исследователи отметили, что наиболее привлекательными были изображения с умеренной обработкой (25-50%), и такие снимки ассоциировались с более широким кругом общения.
Однако, несмотря на улучшенное восприятие внешности, обработанные фотографии не способствовали лучшему восприятию личных качеств. Чем больше была обработка, тем ниже становились оценки по таким параметрам, как дружелюбие и надежность. Это указывает на то, что сильно отредактированные изображения воспринимаются как менее искренние и вызывают ощущение социальной дистанции.
Кроме того, само наличие метки «отредактировано» на снимке, даже если изменения были едва заметны, снижало оценки личностных качеств, несмотря на сохранение привлекательности. Это подтверждает, что осознание использования фильтров может вызывать негативное восприятие.
Для более глубокого понимания того, как цифровые изображения влияют на восприятие других людей, исследователи планируют расширить выборку, включив участников разного возраста, культурных и этнических групп, а также людей с разным отношением к фильтрам. Понимание этих процессов поможет создавать более здоровые социальные связи в эпоху соцсетей, пишет Naked Science.
Последние новости Перми уже в твоем телефоне - подписывайся на телеграм-канал «Пермь Новости»