Как проходит госзакупка в Казахстане

15 января 2014 года законодательный орган Казахстана реформировал закон о государственных закупках. Среди наиболее важных изменений - отмена так называемой доли местного контента, то есть доли, которая должна быть получена внутри страны в цепочке создания стоимости, при размещении государственных контрактов. До настоящего времени государственный заказчик мог отдавать предпочтение отечественным компаниям при размещении заказов. Де-факто это не изменилось. Искажение конкуренции в ущерб иностранным компаниям по-прежнему очевидно.

Поворот казахстанского законодателя можно увидеть на фоне запланированного на 2014 год вступления Казахстана в ВТО. Однако можно сильно сомневаться в том, сможет ли это способствовать переговорам, которые велись в течение многих лет. Посмтреть все тендеры Казахстана можно по ссылке.

Немецким компаниям, вероятно, будет интересно узнать, что законодательные изменения в казахстанском законодательстве о закупках фактически не улучшили положение иностранных компаний при заключении государственных контрактов. Казахстанское законодательство о закупках не применяется к заключению контрактов с казахстанскими национальными компаниями. Список этих национальных компаний (в том числе, например, АО "СамрукКазна" или АО "КазМунайГаз") включает более 30 государственных компаний, на долю которых приходится подавляющее большинство государственных контрактов. Присуждение премии осуществляется в соответствии с собственными правилами компании, которые по-прежнему предусматривают до 30% долю местного контента и не могут быть проверены казахстанскими судами на наличие ошибок. Поэтому при участии в таких (негосударственных) процедурах закупок всегда необходимо проверять, принадлежит ли заказчик к одной из многих государственных компаний, к которым не применяется казахстанское законодательство о закупках. Сотрудничество с казахстанскими партнерами в качестве участников торгов в принципе возможно. Казахстанский партнер, в свою очередь, должен быть проверен на надежность перед заключением контракта. Были ли какие-либо судебные дела против компании на рассмотрении? Как изменились налоговые поступления за последние 1-3 года? Такие важные показатели дают ценные подсказки. Компания Rödl & Partners в Казахстане может оказать содействие в получении этой информации.

Участие в публичных тендерах не является безрисковым. Таким образом, необдуманный отказ от выигранных контрактов может привести к попаданию в список ненадежных компаний. Если компания попадает в этот „черный” список, она лишается права участвовать в публичных тендерах и, как следствие, участвовать в тендерном процессе государственных компаний на 24 месяца. Аналогичным образом, залог, внесенный заранее, может быть аннулирован уже в том случае, если услуга будет исполнена с опозданием, не по своей вине.

Компания Rödl & Partner рекомендует проводить предварительные консультации еще до участия в публичных тендерах и оказывать квалифицированное сопровождение при заключении контрактов как с государственными органами, так и с государственными предприятиями, участвующими в тендерных процессах.