ГЧП сохранит для инфраструктуры 29 трлн руб.
По прогнозам аналитиков, отказ от использования механизмов ГЧП может привести к тому, что инфраструктурные проекты недополучат порядка 29 трлн рублей . Об этом говорится в свежем исследовании ВТБ Инфраструктурного Холдинга «Концессии и госзаказ: стимулы, возможности и сценарии инфраструктурного развития», где подробно рассмотрены преимущества ГЧП, потенциал отраслей и возможные модели развития инфраструктуры до 2040 года.
Как подчёркивается в обзоре, участие ГЧП в финансировании капитального строительства растёт год от года. Если до 2020 года на такие проекты приходилось около 3, 5% затрат (примерно 322 млрд руб.), то к 2024 году показатель увеличился до 6% (1 трлн руб.), а в обозримой перспективе может приблизиться к 8–9% (1, 6–1, 8 трлн руб.). Столь заметную динамику обеспечивают масштабные инициативы вроде строительства высокоскоростных магистралей и расширения дорожной сети крупнейших городов, а также более мягкие условия денежно-кредитной политики.
Рост стоимости строительства из-за инфляции, который ежегодно оценивается на уровне 6–8%, делает ранний запуск проектов особенно выгодным для государства. Чем раньше объект введён в эксплуатацию, тем быстрее формируются социально-экономические эффекты: растут налоговые поступления, активизируются новые проекты в жилищной, коммерческой и промышленной сферах. Существенную роль в развитии отрасли играет и приток долгосрочных средств - интерес к направлению инвестиций в инфраструктуру постоянно растёт.
Отдельно в исследовании проанализирован потенциал использования ГЧП в различных сегментах. Наивысшие оценки получили автодороги (8, 8 из 10) и терминалы аэропортов (8, 4). Среди отраслей лидируют транспортная инфраструктура (6, 8) и социальные объекты (5, 9). При этом специалисты отмечают серьёзный резерв роста практически во всех сферах, включая направления, где ГЧП пока применяется ограниченно - например промышленность и космическую отрасль.
В долгосрочном прогнозе выделяются три сценария. Базовый вариант предполагает соотношение инвестиций по линии ГЧП и госзаказа примерно 1 к 5, которое в период строительства ВСМ может улучшиться до 1 к 4. Оптимистичный сценарий допускает, что к 2040 году это соотношение достигнет уровня 1 к 2, 2, если крупные транспортные проекты будут запускаться преимущественно в формате ГЧП. В этом случае с 2026 по 2040 годы государство сможет сэкономить минимум 11 трлн рублей на капитальной стадии проектов.
Если же отказаться от инструментов ГЧП полностью, инфраструктурный сектор рискует не получить значительную часть финансирования - около 29 трлн рублей. Это приведёт к сокращению мультипликативных эффектов, снижению деловой активности и замедлению экономического роста.
Авторы подчёркивают, что ГЧП способствует укреплению экономики: повышается занятость, увеличивается налоговая база, развивается инфраструктура и возрастает привлекательность регионов для инвесторов. Такой подход позволяет эффективнее использовать ресурсы госбанков, институциональных инвесторов, госкомпаний и других участников рынка при реализации масштабных проектов.
Последние новости Перми уже в твоем телефоне - подписывайся на телеграм-канал «Пермь Новости»



