Этапы становления и развития вокального искусства

Период барокко в западноевропейской музыкальной культуре ознаменован развитием различных исполнительских техник и новых инструментов. Композиционные приёмы, сформированные в эту эпоху, изучаются начинающими музыкантами по сей день. Большая часть музыкального наследия включена в список современного классического репертуара.

Музыкальные композиции в эпоху барокко постепенно усложнялись, зарождение итальянской оперы открывало новые горизонты в области драматургии. Инновациям и экспериментам в музыкальной сфере способствовало возросшее покровительство искусству и признание светской инструментальной музыки.

Одним из главных достижений на пути развития вокального искусства эпохи барокко явился триумф монодии над полифонией. Мелодическая линия занимает главенствующую позицию в жанре монодии, в отличие от полифонии, где все голоса равны между собой и одинаково значимы.

Весь период барокко подразделяется на три основные стадии: ранее барокко, среднее барокко и высокое (позднее) барокко.

Где научиться петь в Перми? Уроки вокала от проекта music-shool.ru - правильный выбор для тех, кто желает получить профессиональное обучение без переплат.

Мастера раннего барокко продолжают работать в традиционных жанрах ренессансной эпохи: месса, мотет, мадригал. Постепенно композиторы осваивают совершенно новые жанры, такие как опера, оратория, кантата, духовный концерт.

Традиционные формы привычных жанров обретают множество вариаций. Мотет соединяет в себе различные приемы композиционного письма: имитацию, концертирование (голос солиста противопоставляется группе инструментов или хору).

Ряд значительных изменений переносит мадригал. Появляются следующие варианты: многоголосие в форме a capella, многоголосие в сопровождении инструментов и сольный мадригал.

Старинные жанры влияют на создание и формирование новых. Композиторы разрабатывают новые формы стиля, которым присущи театральность и взволнованность – и начинают внедрять их в свои сочинения. Полифония сливается с гомофонией, гомофонно - гармонический строй берет верх и утверждается в монодии с инструментальным сопровождением или в аккордовом изложении.

Основной реформой раннего барокко принято считать переход от модальности к тональности. Модальность, как таковая, не прекращает своего существования, но на первый план выходит функциональные соотношения внутри тональности. Музыкальным произведениям эпохи свойственен тематизм, характерны выпуклость, пластичность и экспрессия. Фактура произведений усложняется, появляются изменения в нотной записи и дополнительные возможности в исполнительской области.

Новыми жанрами эры барокко становятся оратория, концерт, соната, кантата и опера.

В 1602 году итальянский композитор Джулио Каччини опубликовал новый сборник под названием «Новые композиции» («Le nuove musichi»). В нем ведущее место было отведено голосу солиста в сочетании с инструментальным сопровождением. Мелодия больше не должна была сливаться с другими голосами, напротив, должна была выделяться. На первый план выведен текст произведения: акцент сделан на слове и передаче его эмоциональной составляющей через музыку. Монодия подарила жизнь новому жанру, синтезу всех искусств – итальянской опере.

Начало периода ранней оперы положено в 1597 году. Первой оперой официально принято считать оперу Якопо Пери «Дафна». Несохранившаяся до наших дней опера итальянского композитора – «Эвридика» – становится предпосылкой для создания других произведений со схожим драматическим сюжетом. Итальянский мастер Джулио Каччини заимствует идею сюжета у Якопо Пери и создает свою музыкально - драматическую версию оперы «Эвридика». Дошедшими до наших дней произведениями-шедеврами являются оперы «Орфей» (1607) и «Коронация Поппеи» (1642) Клаудио Монтеверди.

Опера в это время являлась заимствованием из древнегреческой трагедии: это отражалось в мифологичности сюжетной линии и попытке воссоздать музыку и драматургию древних культур. Изначально в состав оперного произведения входили увертюра и сольная партия. Оркестр и хор были неотъемлемыми частями нового жанра. В большинстве опер периода раннего барокко ведущее место отводилось речитативным репликам. Исполнялись ранние оперы исключительно в аристократических кругах для ограниченного числа приглашенных гостей.

Адреса музыкальных школ в Перми - https://spravbiz.ru/perm/obrazovanie/muzyikalnyie-shkolyi/.

В период среднего барокко на первый план выходит искусство импровизации. Вместе с тем ведущая роль отводится приему basso continuo*, где есть место полету фантазии, граничащей с основными правилами построения фигурного баса. Период с 1650 по 1750 известен также под именем периода инструментальной музыки, когда образовывались и развивались новые музыкальные формы – сюита, кантата, оратория, соната. Римляне Луиджи Росси (1598-1653) и Джакомо Кариссими (1605-1674) – композиторы кантат и ораторий – явились новаторами периода среднего барокко. Ведущим оперным композитором считается Франческо Кавалли (1602-1676).