Театру-Театру 90 лет: вспоминаем главное событие лета
В этом году пермскому Театру-Театру (в прошлом - театру драмы) исполняется 90 лет! В связи с этим грандиозным событием, «Pro Город» начинает цикл материалов, посвященных истории, персонам и настоящему этого театра.
Сегодня мы вспомним об одном из самых скандальных событий прошедшего лета: увольнение и восстановление в должности худрука Театра-Театра Бориса Мильграма.
Автор текста Борис Андреев
Пермский академический Театр-Театр… Для одних он так и остался драмтеатром, зданием расположенным рядом с одноименной остановкой, местом где сидит одиозный экс-министр культуры, для других он один из немногих осколков амбициозного пермского культурного проекта, место, где можно увидеть новые интерпретации произведений знакомых со школьной скамьи, лучшие образцы российского мюзикла.
Двенадцать лет назад режиссер Борис Мильграм возглавил Пермский академический театр драмы. В то время театр переживал не лучшие времена: полупустые залы, спектакли, не отвечающие духу времени. За годы работы Бориса Мильграма сменилось название и репертуар. Появилась экспериментальная «Сцена-Молот». Набраны балетная труппа и оркестр. На сцене появились спектакли, поставленные ведущими режиссерами России: Анатолием Праудиным, Владиславом Пази, Борисом Цейтлиным, Олегом Рыбкиным и другими. Про театр заговорили. Рецензии стали появляться не только в местной, но и в столичной прессе. Постановки театра стали приглашать на фестивали российского и международного уровня. За последние пять лет свои спектакли Театр-Театр сыграл в Марселе, Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Кирове, Сыктывкаре. Четырежды театр становился лауреатом национальной театральной премии «Золотая маска». Из провинциального театр превратился в явление общероссийского уровня.
Но наступило 15 июля 2016 года. Фестивалем «Ночи-Ночи» и гастролями в Кирове успешно завершился сезон. Артисты и сотрудники цехов ушли в отпуск. В городе появились афиши открытия юбилейного театрального сезона. Неожиданно для всех министр культуры Пермского края Игорь Гладнев уволил Бориса Мильграма без объяснения причин, воспользовавшись 278 статьёй Трудового кодекса.
В Перми развернулась целая история с элементами фарса, ставшая затяжной увертюрой к открытию юбилейного 90-го театрального сезона. Увертюрой, в которой звучали не музыкальные инструменты, а человеческие голоса, поддерживающие Театр-Театр и тех, кто долгие годы пытался навредить театру. Обе группы проводили акции, которые соответствовали их представлениям о культуре, их представлениям о человеческих взаимоотношениях.
Сторонники Игоря Гладнева организовали «круглый стол», который должен был пройти в краевой библиотеке имени Горького, однако за пару часов до начала мероприятия, узнав, что сторонники Театра-Театра в нем планируют принять участие, встреча тайно была перенесена в библиотеку имени Кузьмина, возле которой выставили отряд полиции.
Сотрудники Театра-Театра, прервавшие свои отпуска, а также их сторонники проводили яркие и зрелищные флешмобы. В первый раз артисты собрали зрителей на безумное чаепитие в знак сумасшествия окружающей действительности. Во второй раз, когда, назначенный министерством культуры Пермского края исполняющий обязанности худрука Виктор Шилов запретил проводить акции возле здания театра, артисты собрались в сквере уральских добровольцев. Пели любимые песни, общались со зрителями.
Акции собрали огромное количество преданных поклонников Театра-Театра, представителей СМИ, общественников, студентов и даже тех, кто долгие годы следил за его жизнью с осторожностью. В один миг театр из здания на площади превратился в объект пристального внимания.
В это время в медиапространстве звучала полифония мнений:
Константин Райкин, народный артист РФ, художественный руководитель российского государственного театра «Сатирикон» имени Аркадия Райкина:
«К этому увольнению я отношусь однозначно плохо. Бориса Мильграма я знаю давно как серьезного режиссера и театрального деятеля, очень яркого, уникального – я видел его спектакли, знаю его театр, который он кропотливо создавал долгие годы. Он известный на всю страну режиссер, лауреат «Золотой маски». Надо понимать, что люди, способные к художественному строительству, вообще уникальны».
Евгений Злобин, председатель пермского регионального отделения партии «Великое Отечество»:
«Я 20 лет в театр не ходил, но в шоке. До чего довели за наши бюджетные деньги. Какая может быть семья, какая может быть страна, какое будущее, если мы на таких нравственных ценностях ничего не воспитаем. Мы только разрушим страну и получим вторую Украину, благодаря таким стараниям театра».
Евгений Миронов, Народный артист РФ, художественный руководитель Государственного Театра Наций:
«Время, способ и аргументация увольнения Бориса Мильграма свидетельствуют о том, что вовсе не забота о развитии и обновлении театра руководила инициаторами этой акции, а какие-то иные мотивы. Уверен, что совершается огромная ошибка, которая может нанести непоправимый ущерб театральному делу в Перми, а значит, и всему театральному делу».
Игорь Оболонков, пенсионер:
«Когда в 2004 году Мильграм пришёл в драматический театр, причём в академический, Ордена трудового красного знамени, который развивался много десятилетий под руководством Ивана Бобылёва, на моих глазах... Для меня дико было наблюдать, как это всё рушится. Причём это рушилось за огромные государственные деньги... За огромные деньги рушится всё святое, что у нас тут есть…».
Андрей Пронин, театральный критик:
«Театр-Театр находится в очень сильной творческой форме. Спектакли яркие, поражающие профессионализмом. Труппа сбалансирована, сочетает мастерство драматической игры с музыкальными и хореографическими навыками. Всё производит очень благоприятное впечатление».
Ольга Кусякова, зритель Театра-Театра:
«Театр-Театр - уникальное явление, он лучше многих театров страны, в которых мы бываем».
Бурно откликнулись социальные сети. Facebook наполнился постами, призывающими сохранить Театр-Театр, в социальной сети «ВКонтакте» появилась зрительская группа «Руки прочь от ТТ», в которой велись бурные обсуждения о дальнейшей судьбе театра. На сайте change.org появилось несколько петиций в защиту театра. Улицы города наполнились людьми, которые выходили с одиночными пикетами. К театру несли цветы.
Хор голосов, в котором звучали авторитетные мнения народного артиста РСФСР Александра Калягина, народной артистки СССР Инны Чуриковой, народной артистки РФ Лии Ахеджаковой, а также простых зрителей, для которых судьба театра не безразлична, и, конечно, артистов, был услышан правительством Пермского края.
19 августа Борис Мильграм вернулся в театр в качестве художественного руководителя. В сентябре актеры и работники театра начали новый театральный сезон словом «спасибо», отзывающемся в сердцах тех, кто переживал за театр, тех, кто помогал театру, тех, кто этим летом впервые открыл для себя театр, тех, кому только предстоит познакомиться со спектаклями театра.
В девяносТТый сезон Театра-Театра готовит премьеры спектаклей «Месяц в деревне» И. Тургенева, «Декалог» К. Кесьлевского, «Калигула» А. Камю, театральный проект «Конституция», международный театральный фестиваль «Пространство режиссуры». Юбилейный год обещает быть ярким и насыщенным, потому что театр лучше жизни!