Театр изнутри: известное о неизвестном
Автор текста - Борис Андреев
Театр – это всегда праздник! Нарядные платья и костюмы, улыбки на лицах. Но театр – это еще и большая тайна, где зрители видят лицевую сторону и лишь догадываются об ее изнанке.
Фойе и зрительный зал,служащие неким проводником в мир волшебства, возможного только на сцене, – вот то, что составляет театр для зрителя.
В рамках юбилейного цикла мы хотим показать ту часть театра, которая окутана зрительскими домыслами, сокрыта от любопытных глаз публики, а на самом деле представляет собой сложный механизм, в котором заняты режиссеры, придумывающие спектакли, актеры, воплощающие режиссёрские замыслы, художники-сценографы, костюмеры, гримеры, реквизиторы, монтировщики…
Для всех них каждый спектакль начинается не с открытия занавеса, не с третьего звонка, а с установки на сцене сложных декораций, служащих не просто фоном, а одной из важнейших частей спектакля. Частью, которая создает общую атмосферу, определяет место и время действия. Установка декораций на сцене – трудоемкий процесс, который занимает от нескольких часов до целых суток. Так, например, декорации спектакля «Пиковая дама» весят 12 тонн и для полной их установки на сцене необходимо 24 часа беспрерывной работы. Этим занимаются монтировщики, которые каждый раз должны установить декорации так, как это было придумано художником, так, чтобы было комфортно и безопасно работать актерам, это работа, в которой важно обращать внимание на все детали, важно не ошибиться ни на миллиметр.
Немаловажным для визуальной стороны спектакля становится специальный театральный свет. Множество различных прожекторов, фильтры, фонари. Световое оборудование Театра-Театра – предмет гордости, такого света нет даже в некоторых столичных театрах.
За это в театре отвечает осветительский цех, они не только следят за исправностью оборудования, но и для каждого спектакля по-новому выставляют прожектора, так как свет в спектакле является дополнением декорации и зависит от идей режиссера и художника. Поэтому на установку света для каждой постановки уходит по нескольку часов, а во время спектакля смена света расписана поминутно.
Для артистов спектакль также начинается задолго до открытия занавеса. Костюм – одна из важнейших частей театрального образа. Для каждой постановке шьется множество костюмов, придуманных художником, сшитых для каждого актера специально. Костюмы помогают в раскрытии характера героя, а также в создании общей визуальной картины спектакля. Пошивом и сохранностью театральных костюмов занимаются в костюмерном цехе. Перед спектаклем костюмы разносятся по актерским гримеркам, для некоторых спектаклей актерам необходимо несколько костюмов, которые порой нужномгновенно переодеть, в этом актерам помогают костюмеры.
Для работы на сцене актерам также необходим профессиональный грим и макияж, подчеркивающий черты характера героя, выделяющий глаза и губы. Гримеры, работающие в театре, – это не просто визажисты, а настоящие художники, умеющие превратить человека в волка, добавить пару-тройку, а то и десяток лет, умеющие «поставить» синяк таким образом, что через пару минут он может быть смыт.
На протяжении последних 12 лет Пермский Театр-Театр активно занимается жанром русского мюзикла, поэтому в репертуаре театра множество музыкальных спектаклей, которые требуют от артистов особой подготовки, начинающейся с вокальных тренингов и распевок.
Заведующая музыкальной частью театра Татьяна Виноградова – это настоящее музыкальное сердце Театра-Театра. Она занимается аранжировкой музыки, занимается с актерами вокалом и даже сама выходит на сцену в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» в роли Глафиры КлимовныГлумовой.
Еще один этап подготовки к музыкальному спектаклю –саундчек, включающий в себя процесс настройки звукового оборудования, в том числе микрофонов, которые используются актерами в вокальных номерах, а также проверку звучания музыкальных инструментов перед началом.
Сегодня в театре создан полноценный оркестр и музыкальные спектакли театра идут под живое музыкальное сопровождение, что делает каждый спектакль еще более уникальным, так как настроение спектакля зависит не только от актеров, но и от музыкантов.
Но вот, подготовка к спектаклю окончена, за кулисами начала ждут уже не просто актеры, а действующие лица спектакля, а в фойе открытия занавеса ждут зрители. Вот, звучат звонки, оповещающие зрителей о приближающемся начале спектакля. Голос Владимира Гурфинкеля, главного режиссера театра, приглашает в зрительный зал. Публика занимает свои места.
Звучит третий звонок – спектакль начинается. В состав Театра-Театра входит не только большая сцена, но и Сцена-Молот, направленная на неожиданные театральные эксперименты. Технические возможности театра позволяют играть спектакли параллельно и на большой сцене и на Сцене-Молот.
Театр – это отдельный мир, где огромное количество людей, работает для того, чтобы изо дня в день, приходя в зал, зрители смеялись и плакали, удивлялись и восторгались, и, конечно, неизменно провожали каждый спектакль бурными овациями в знак благодарности, а потом еще долго пытались разгадать, как этот спектакль устроен, что этим спектаклем театр хотел сказать.
Театр – это загадка, в которой нет правильного ответа, загадка, которую каждый должен отгадывать по-своему. Театр лучше жизни!