Немецкие музыканты: «Rock-Line - это абсолютный российский рок-н-ролл»

Взаимодействие и партнерство фестивалей Eurorock (Дуйсбург, Германия) и Rock-Line (Пермь, Россия), сложились с 2008 года. Ежегодно на образовательный молодежный фестиваль приезжали наши молодые пермские команды: PLAY!» (2009), «My Re[z]istance» (2010), «The Her Boyfriends» (2011), «Metaxy» (2012), «The Soultrane»(2013), «Any ideas» (2014), «Rained» (2015). За это время на фестивале Rock-Line побывали группы из Дуйсбурга - «Fools Errant», «Dread Burden», известный коллектив Петера Бурша «Broеselmaschine». 

В образовательном проекте Rock Line.lab в 2014 году в качестве преподавателей-наставников выступили Micki Meuser  и Jan Rohlfing. Группу «Thalamus» фестивальная публика сразу приняла «на ура», когда они впервые приехали в Пермь четыре года назад.«Как раз в Перми мы установили собственный рекорд, за 27 часов у нас было 4 выступления – Rock-Line на Бахаревке, «Сотворение мира» в центре города, «Rock-Line в городе-призраке в Губахе» и ночная after-party в клубе.»

Гости сегодняшней рубрики «Rock-Line. Исповедь одна на всех» - партнеры и коллеги из Дуйсбурга Петер Бурш, Микки Мойзер, Ян Рольфинг, а также музыканты немецкой группы «Thalamus» - Дэйв Мюллер и Дэнис Бош отвечают на вопрос: что такое для них Rock-Line.



Peter Bursch - музыкант, преподаватель класса гитары, автор многих учебных музыкальных изданий, директор музыкальной школы, инициатор проекта «All Star Band», собравшего самых известных музыкантов Германии. Лидер старейшей немецкой группы «Broеselmaschine».
Основатель и бессменный руководитель ежегодного европейского фестиваля Eurorock в Дуйсбурге. Впервые побывал в Перми на фестивале Rock-Line в 2009 году, где провел открытый мастер-класс для гитары. Второй раз на фестиваль приехал уже со своим коллективом «Broеselmaschine» в 2012 году:

- Rock-Line – это радость. Для меня это самый красивый и дружелюбный фестиваль, из тех, где мне приводилось бывать. Впервые я услышал такое количество молодых рок-команд из разных регионов России… Меня это потрясло. Мне кажется, я даже помолодел (смеется)

Aтмосфера на фестивале уникальнaя. Я помню, когда мы играли с моей группой «Broеselmaschine» в 2012 году и люди после выступления подходили к нам, обнимали и говорили слова признательности за музыку. Это было так трогательно  и эмоционально!
Многие молодые немецкие команды хотели бы выступить на вашей площадке…
Я неслучайно говорю об этом. В таком тесном и плодотворном сотрудничестве я вижу большие перспективы развития и движения. У вас в регионе есть большой опыт организации и проведения такого масштабного мероприятия.

Пермь – один из относительно недавних побратимов Дуйсбурга, и сотрудничество с российскими коллегами - делегирование молодых музыкантов, обмен творческим опытом, налаживание деловых контактов, совместное  решение организационных и творческих задач - очень важно, и главное – перспективно для обеих сторон.  Такие контакты важны для развития наших фестивалей, для творческого импульса молодых музыкантов, и просто для того, чтобы лучше узнать друг о друге.

Jan Rohlfing -один из основателей и преподаватель единственного в Европе Drummers Institute (Дюссельдорф) Музыкант, владеющий всеми школами исполнительского мастерства игры на ударных инструментах. Один из преподавателей ежегодного европейского фестиваля Eurorock в Дуйсбурге Впервые побывал в Перми на фестивале Rock-Line в 2013 году. Преподаватель образовательного проекта Rock-Line.lab по теме «Открытые консультации ипрактические инструментальные мастер-классы» в 2014 Его знания и мастерство потрясают, покоряют его личное обаяние и дружелюбие.

- Rock-Line для меня это, прежде всего, дружба и общение. От своих коллег по фестивалю Eurorock я много хорошего и интересного слышал о Rock-Line. И наконец, в 2014 году мне удалось там побывать самому. Я, к сожалению, не говорю по-русски, но впервые побывав на фестивале Rock-Line, я говорил с теми, кого я встретил там на одном языке. Это язык музыки. Я общался с людьми на сцене, мы смотрели друг другу в глаза, мы играли музыку, мы прислушивались друг к другу…

Музыка объединяет культуры разных стран и это всегда большое событие. Приглашение в Пермь для меня имело особое значение: я думал о том, что мой отец во время войны был в русском плену 70 лет назад, и спустя эти 70 лет я сижу с русскими за одним столом. Как аллегория в моей голове: музыканты – как солдаты, я делю с ними хлеб, чай, и что-то покрепче (смеется)…

Я очень благодарен судьбе, что у меня сложилась такая возможность. Я встретил молодых людей из Сибири, Урала, Дальнего Востока, мы общались, как будто мы знаем друг друга давно, как старые друзья. Что бОльшего можно сделать для того, чтобы мир объединился? 

Я играл на сцене с разными музыкантами, которых я не знал раньше, но, как я сказал, что для меня Rock-Line это, прежде всего, дружба - мы стали добрыми друзьями. Через интернет, Facebook – мы всегда на связи, несмотря на расстояние между нами. За это время мы сделали совместный проект с потрясающим гитаристом Валерием Луничкиным, который живет сейчас в Ижевске и Владимиром Батуриным из Улан-Удэ, который спел в удивительной шаманской манере. Получился уникальный проект. Я испытал колоссальное удовольствие от работы с этими музыкантами. Сегодня это возможно, потому что мир соединяется, а расстояния сокращаются (смеется)…

Я считаю Rock-Line прекрасной образовательной платформой и формой коммуникаций. Я говорю об этом и в плане музыки, и в плане культурного обмена, и в плане получения каких-то новых профессиональных компетенций. В прошлом году я был приглашен в качестве Преподавателя на творческие Лаборатории Rock-Line.lab. Мне было очень интересно в Перми рассказывать и показывать особенности ритмики афро-кубинской и бразильской музыки.

А потом был общий сэйшн с музыкантами, где каждый смог продемонстрировать то, чему научился. Я до сих пор я вспоминаю эти яркие глаза восторженных молодых людей (между прочим, на моих мастер-классах были и девушки, что меня очень порадовало). Это дорогого стоит! Я с удовольствием приму участие во всех предлагаемых Rock-Line проектах и надеюсь еще не раз посетить Пермь.

Micki Meuser - композитор, музыкант, саунд-инженер и продюсер. Автор музыки к более 60 фильмам. Один из преподавателей ежегодного европейского фестиваля Eurorock в Дуйсбурге. Впервые побывал в Перми на фестивале Rock-Line в 2009 году. Преподаватель образовательного проекта Rock-Line.lab по теме «Музыка кино» (2014)

- Rock-Line для меня – это абсолютный российский рок-н-роллВсе, что происходит в России можно услышать там: диапазон от шаманов и поп-музыки до потрясающих гитаристов. На фестивале присутствует невероятная энергия и мощь, когда на территории бывшего аэропорта собирается огромное количество людей. Поражает энтузиазм и самоотдача как организаторов, так и музыкантов… Группы выступают друг за другом, non-stop, и можно только восхищаться (в особенности, если ты приехал с Запада – это я о себе (смеется)) как много здесь талантливых музыкальных художников, играющих в разных направлениях – шаманские темы, джаз, тяжелый брутальный рок, арт-рок…

Это по-хорошему сумасшедшие люди, приезжающие сюда со всех сторон вашей необъятной страны: с Севера до Юга, с Запада до Востока. И это удовольствие, что в этой стране есть душа, которая играет рок-н-ролл!

У меня есть своя «личная история», связанная с Rock-Line (смеется). Когда Елена (Зорина-Новоселова) впервые побывала на нашем фестивале Eurorock в 2008 году, она пригласила немецкую группу Fools Errant на фестиваль Rock-Line. За неделю до отъезда в Пермь басист группы то ли заболел, то ли ушел из группы – не помню, и ребята готовы были отказаться от поездки и выступления. Я был на той репетиции. Там все было очень грустно. 

В один момент все посмотрели на меня и с надеждой спросили: «ты же можешь играть на басу, правда?» Я ответил: «да, я играю на басу», «а можешь ли я сыграть heavy metal (тяжелый металл) за нашего басиста?» «Да, могу» - ответил я. Тогда ребята дали мне диск с их музыкой и репетиция была назначена через день. Вот тогда я и сыграл на сцене Rock-Line. Интересно, кто-то заметил, что я вдвое, старше этих ребят? (смеется) Все это так по рок-н-ролльному…

У меня вообще сложилось впечатление, что молодые и не очень молодые музыканты собираются здесь - и все поколения понимают друг друга. Возникает потрясающая энергетика и гармония людей и музыки

Рок-музыка, как часть рок-культуры была и есть, поэтому и перспективы есть всегда. Одна из интересных перспектив, которую я вижу, это образовательный проект  Rock-Line.lab, где в неформальной обстановке  молодые люди - музыканты, организаторы, дизайнеры, звукорежиссеры – встречаются с профессионалами. Это общение дает молодым людям ответы на многие профессиональные вопросы, которые возникают, придают импульс к дальнейшему развитию как коллектива, так и личностному росту. Причем, этот эксперимент интересен обеим сторонам – потому что в таком общении я для себя, например, выявил темы, которые интересны молодым вне академических стен.

В 2014 году я с радостью участвовал в этих творческих лабораториях с темой «Музыка кино», потому что это моя тема в профессии, и потому что впервые я делился своими знаниями и опытом с российской молодежью. А тема, как Вы понимаете, весьма специфическая – не каждый может и не каждый рискнет попробовать свои творческие силы в кино. А если рискнет – то пусть хотя бы узнает, с чем придется столкнуться, и с чего начать. (смеется). Это похоже на некоторые вещи, которые делаются в Германии.

То, что я видел в Перми - это музыканты с очень хорошим чувством визуального ряда. Радует, что они готовы к серьезной работе. Потом, мне нравится, что в рамках  Rock-Line.lab можно охватить множество интереснейших тем «около музыкальных», которые будут интересны не только музыкантам, но и молодым дизайнерам, фотографам, художникам, звукорежиссерам, сценографам и т.д.   Этот проект считаю действительно перспективным.

А еще я видел фотографии (к сожалению, не мог приехать тогда, в 2011 году) фестивальных концертов Rock-Line, которые проходили в очень неожиданных местах. Я говорю о «Rock-Line над Вильвой» (там, где сцена была расположена на середине карьерного озера) и «Rock-Line в городе-призраке» (проходил в заброшенном старом городе Губахе в 2012 году (прим. автора)), где играли музыканты немецкой группы  Thalamus. Они рассказывали мне об этом удивительном концерте и о том драйве, который испытали. Уверен, что такие площадки для выступления очень интересны как музыкантам, так и зрителям – это некое сочетание рока и экстрима…

Самое главное, что я отметил, что Rock-Line находится в постоянном поиске, эксперименте и новых идеях – это движение. Это движение и рождает интересные перспективы!

Музыканты немецкой группы «Thalamus» - Дэйв Мюллер (David Mueller) и Дэнис Бош (Dennis Bosch)

- Наша группа существует уже 13 лет. За это время мы накопили огромнейший опыт благодаря нашим концертам, в том числе и в России, на фестивалях Rock-Line, Беломор-Буги и Калининград inRock. Сейчас мы сосредоточены на записи нового материала, из-за работы в студии снизили гастрольный ритм.

Причем, мы пишем себя сами и стараемся самостоятельно продюсировать новый альбом. Хотя в качестве продюсера нашей первой пластинки выступил наш хороший друг Поль. Он же занимался ее продвижением в Германии. Он прекрасно сделал свое дело, т.к. эти диски каким-то чудесным образом оказались даже в Перми (смеются). Надеемся, что к концу этого года новая пластинка будет готова.

Новый материал мы с удовольствием презентуем в Перми на Rock-Line, где прозвучат композиции с альбома, который мы сейчас пишем.

Самое глубокое впечатление от первого приезда в Россию на нас произвел теплый прием на территории фестиваля Rock-Line. Не было ни одной отрицательной эмоции. Все люди, которые были на площадке, выкладывались на «полную катушку». Все друг другу помогали и это главное, что мы почувствовали, с нами такого еще ни разу не было.

Когда мы в 2012 году приехали первый раз на Rock-Line, у меня «полетела» гитара. Один из стоящих рядом музыкантов предложил мне на время нашего выступления свою, но его инструмент был очень дорогим и я осторожно отнесся к этому предложению (смеется). На «Беломор-Буги» была такая же ситуация, но там мне дали для выступление менее дорогую (смеется). У нас, конечно, все с собой было, чтобы мы смогли что-нибудь придумать, сымпровизировать и выступить, но эта отзывчивость коллег «по цеху» нам очень помогла. На всех фестивалях случается какая-то ситуация, к которой ты не готов, но она «прилетает» и ее надо решить, и каждая такая ситуация только добавляет опыта.

В 2012 году мы активно выступали в России: Rock-Line и «Rock-Line в городе-призраке», «Сотворение мира». Как раз в Перми мы установили собственный рекорд, за 27 часов у нас было 4 выступления – Бахаревка, Губаха и afterparty в клубе (смеется). Несмотря на это, Губаха произвела на нас впечатления в плане экстремальной организации и администрирования.

Помимо этого нам было удивительно играть в 02:00 ч ночи на развалинах, при этом было много зрителей. Все это был какой-то сюрреализм, и это нас тоже сильно впечатлило (смеется). Отдельные воспоминания от поездки на автобусе в Губаху – одна яма за другой. Нас непонятно куда привезли и сказали, что мы приехали (смеется), но это было еще в полукилометре от сцены, которую нужно было найти в темноте. Для нас это было самое запоминающееся выступление. Очень понравилась публика, которая там была, мы с ними даже потанцевали, они пытались сделать нам подарки.

Сразу после этих гастролей мы выпустили клип, который собрал очень много просмотров и был посвящен нашему пребыванию в Перми. Текст этой песни рассказывает о нашем пребывании в России, а музыка была написана еще до поездки. Вернувшись из Перми, мной был написан текст, обработан видеоматериал, т.к. он как раз подходил к этому тексту. Можно сказать, что эта песня посвящена Перми и фестивалю Rock-Line. Это одна из наших самых любимых песен, которую мы будем играть и дальше.

Клип интересен тем, что он сделан на основе документального материала. И мы его увидели только тогда, когда Поль закончил монтаж, и прислал нам готовый вариант. В нем видно как тепло нас принимали, как зрители приготовили плакаты, а видео нашего выступления на фестивале просто потрясло (смеются).

Несмотря на очень интенсивное пребывание в Перми в 2012 году, мы все же приняли решение приехать на фестиваль «Беломор-Буги», который проходил уже в ноябре. Просто в Перми мы получили хороший опыт, и поэтому не побоялись принять такое решение. Разница между этими двумя фестивалями в том, что в Перми это open-air, а в Архангельске мероприятие проходит в помещении. Последнее нам привычнее, т.к. в Германии мы выступаем в основном на закрытых площадках, мы в принципе клубная группа. Именно поэтому у нас есть своя аппаратура и свой светорежиссер, который сопровождает наши выступления в клубах. Он же продюсер, который занимался «Белым альбомом», он знает всю драматургию нашего репертуара. Можно сказать, что благодаря его работе глаза тоже «слышат» музыку. На open-air световой визуализации выступления не предусмотрено. Приходится ориентироваться на технические возможности, которые заданы организаторами фестиваля.

Одно дело Rock-Line, на котором сотни участников и тысячи зрителей, и совсем другое дело, если фестиваль рассчитан на 10 человек. Есть разница между российской публикой и теми, кто посещает фестивали в Германии, где их очень много, они проходят практически «на каждом углу». В России зритель совершенно иначе относится к музыкантам - с уважением.

Не важно, где играешь – в Перми, в Губахе, в Архангельске, в Германии такой аудитории не найдешь. Именно поэтому мы очень рады в третий раз выйти на сцену Rock-Line, тем более в год его 20-летия. Выступление на таком мероприятии – счастье для нас.

Все интервью с пермяками и гостями города вы можете прочитать в разделе «Интервью» на сайте progorod59.ru.