Лидер группы «Ва-БанкЪ»: «Rock-Line – это линия жизни»

Сегодняшний герой рубрики «Rock-Line. Исповедь одна на всех» Александр Ф. Скляр -музыкант с потрясающей харизмой, философ, поэт, артист. Создатель и лидер группы «Ва-БанкЪ». Организатор и вдохновитель фестиваля альтернативной музыки и неформального движения «Учитесь плавать», пропагандирующего здоровый образ жизни.

21 ноября прошлого года  Указом Президента Российской Федерации В. Путина был награжден званием Заслуженный артист РФ.

Я ничего еще не испытывал, потому что самой церемонии вручения пока не было, все еще предстоит и я не знаю, как это все будет происходить. Я прочитал об этом в интернете, после того, как мне позвонил приятель из Пензы и сказал, что увидел сообщение на сайте Администрации президента, поздравил, скинул мне ссылку. Приехав домой, я прочитал этот указ президента. Конечно, есть чувство гордости. Безусловно, мне это очень приятно и сейчас я привыкаю к своему новому статусу, стараюсь ему соответствовать. Особенно необычно было, когда это впервые прозвучало со сцены: «А сейчас пред вами выступит Заслуженный артист РФ…».

Очень старая история, что я оставил карьеру дипломата, чтобы профессионально заниматься музыкой в 1985 году. Нужно помнить, что на дворе были 80-е годы. В то время существовала система распределения после окончания вуза, когда выпускник был просто обязан отработать положенные 3 года. Я не собирался работать в Северной Корее, я хотел остаться в Москве. По моим планам на тот момент это не должно было мне помешать заниматься музыкой, в которую я был погружен уже около четырех лет.

Все началось с середины первого курса, я создавал музыкальные группы, коллективы, затем состоялось мое знакомство с Экспериментальной студией электронной музыки, которая находилась в музее Скрябина. Она объединяла таких потрясающих и глубоко уважаемых мной музыкантов, как Эдуард Артемьев, Владимир Мартынов, Татьяна Гринденко, Юрий Богданов. Я познакомился с ними и понял навсегда, что моим главным и основным занятием в жизни будет именно музыка. Просто путь к тому, чтобы это стало моим профессиональным занятием, был довольно извилистый.

Так, неожиданно меня отправили в Северную Корею, я отработал там более 3,5 лет и, когда вернулся в Москву, мне было совершенно понятно, что Корея и дипломатическая работа - всего лишь промежуточный этап на моем основном пути.

Потом мне долго  пришлось готовить план, каким образом уйти из МИДа. Все-таки это серьезная организация. Просто так сказать: «Ребята, я у вас больше работать не  хочу», в те годы было невозможно. Надо понимать, что до середины 90-ых годов я был один из совсем немногих, кто уходил из МИДа по собственному желанию. Поэтому родилась еще одна легенда, что я ушел не по собственному желанию, а меня «ушли». Она обрастала различными подробностями, якобы, я пел какие-то белогвардейские песни, и за это меня уволили. Все это досужие домыслы. 

Правда в том, что при всей очевидности моя история все-таки необычна, потому что в те времена, человек по собственному желанию оттуда не увольнялся. А я принял решение уйти с работы не сразу, а после почти четырех лет, отработанных в Северной Корее, после получения первого дипломатического ранга – «атташе».

Сейчас, по прошествии многих лет, я все еще имею право сказать про себя, что я – «атташе в отставке», потому что дипломатический ранг с меня никто не снимал (смеется). Принимая решение уйти из МИДа, мне было совершенно понятно, что музыка так или иначе меня призвала к себе.

Мне понадобился примерно год, чтобы собрать первый состав музыкантов группы «Ва-банкЪ», которая ведет свое существование с 1986 года, могу даже назвать дату – 4 марта. В этот день родился мой сын Петр. Мне очень легко отсчитывать количество прожитых с «Ва-банком» лет - по количеству лет моего сына. Соответственно, в этом году и моему сыну, и группе «Ва-банкЪ»  исполняется 30 лет!

Я эту дату встречаю новым альбомом «Ястреб», который записал осенью. С 19 февраля он доступен на iTunes, а с 4 марта – на всех основных интернет-площадках. Уже сейчас можно послушать заглавную песню «Анзер». Это название самого северного острова, входящего в Соловецкий архипелаг.  Это «место силы», где на горе Голгофа стоит храм. В этом храме всегда был наиболее строгий устав богослужений, а во времена ГУЛАГа - самое страшное место, куда отправляли безнадежно больных людей. Отправляли умирать. Прошлым летом я еще раз побывал на Соловках, добрался до острова Анзер и под впечатлением от этой поездки написал  песню, которая стала заглавной в альбоме «Ястреб».

Фестиваль  «Учитесь плавать» родился из одноименной программы, которую я вел на радио.  Сначала она была посвящена классической зарубежной рок-музыке, но потом я понял, что классику можно услышать и без моей программы, зачем «открывать Америку»? А вот альтернативная музыка, которая была мало известна в начале 90-х годов, стала моим главным интересом на программе «Учитесь плавать».

После того, как я начал вести эту программу, количество ее постоянных слушателей все росло. Они писали мне письма, приносили пластинки, чтобы я их поставил в эфир, собирались перед входом на радио, чтобы со мной немного пообщаться, я специально приезжал на 1-1,5 часа пораньше, чтобы с ребятами встретиться, обменяться какими-то музыкальными впечатлениями, получить новые диски, чтобы поставить их в программе.

Когда я понял, что этих людей уже очень много, мне пришла идея сделать фестиваль альтернативной музыки «Учитесь плавать». Позже, плотно пообщавшись с Игорем Тонких, который возглавлял FeeLee Records, мы пришли к выводу, что можно пригласить на наш фестиваль иностранные группы. Фестиваль приобрел международное звучание, когда мы смогли договориться с Генри Ролинзом и его группой Rollins Band. Это был первый визит актуальной тяжелой альтернативной команды в Москву в сентябре 1994 года. Дальше мы уже расширяли географию фестиваля, старались привлекать как можно больше наших достойных коллективов. И это точно сыграло свою роль по становлению альтернативной музыки у нас в стране.

Важно, что мы делали сборники участников фестиваля, отбирали по одной песне и выпускали на альбоме, например, «Учитесь плавать. Урок 1» и т.д., таких сборников мы выпустили порядка 7 штук. На первом звучит голос Генри Ролинза, он наговорил приветствие для всех слушателей и участников фестиваля.

Постепенно фестиваль «Учитесь плавать» разрастался, в нем приняли участие огромное количество команд, в том числе и западных, впервые приехавших в Москву и в Питер. Со временем он перерос в целое движение, было несколько выездных «уроков». Это получило огромный резонанс по всей стране, о силе которого можно судить даже до настоящего времени. Потому что уже много лет, как не существует ни программы, ни фестиваля, но когда я приезжаю в тот или иной город, меня неизменно спрашивают, не собираюсь ли я возобновлять фестиваль «Учитесь плавать».

Получилась такая очень долгая история, и я рад, что так произошло, потому что в то время она дала реальный толчок для развития наших молодых музыкантов,  работающих в жанре альтернативной рок-музыки, позволила им себя показать, проявить, и кому-то даже дала путевку в жизнь.

Во-первых,  коллективам, которые в начале пути, я очень советую «гнуть свою линию». Если ты уверен, что тот путь, которым ты  идешь, это именно то, что тебе хочется, нужно и важно делать, тогда ты не должен оглядываться вообще ни на что: ни на какие ротации на радио, ни на появления в телеэфире, ни на величину своей аудитории - она может быть первое время маленькой. Ты должен рубиться на полную катушку.

Во-вторых, ты должен использовать любую возможность, чтобы твоя публика тебя услышала, не думать о славе, не думать о том, какой гонорар ты получишь за то или иное выступление и получишь ли ты его вообще. Играть, играть, и еще раз играть и, конечно, пока позволяет возраст, как можно больше ездить со своей музыкой. Нужно не бояться путешествовать по нашей огромной стране. У нас очень большая страна – в этом наше преимущество. Мы все прекрасно понимаем, как трудно добираться из одного места в другое, но добраться можно. И вот, пока ты молод, у тебя есть силы, запал, энергия, ты должен как можно больше ездить. Запомни: «Рок-н-ролл должен путешествовать».

И третье, я всегда говорил: - «Где родился, там и пригодился». Не думай о том, чтобы сразу завоевать Москву или Санкт-Петербург. Завоюй сначала свою локальную аудиторию, поднимай свое локальное место – это самое важное, это самое главное.

Недавно посмотрел документальный фильм Дэйва Грола «Звуковое шоссе» (рекомендую всем). Фильм в 8-ми сериях. Съемки происходили в 8-ми разных городах США, которые имеют свою рок-н-рольную историю. В каждом из этих городов Грол с командой эту историю «раскапывает», а потом в одной из студий этого города, записывает одну песню, чаще всего с привлечением кого-то из музыкантов, которые когда-то там прославились и до сих пор продолжают там играть.

Вот такой фильм-история о том, как человек пытается найти свои корни. В данном случае Дэйв Грол ищет корни американской рок-музыки.

Когда я смотрел этот фильм, то просто невольно переносил это на нашу почву, на наши реалии и понимал, что и у нас же тоже есть эта музыкальная сцена, она была всегда, по крайней мере, в крупных городах.

В каждом городе, где играется рок-н-ролл, есть своя локальная сцена. Так вот и надо, в первую очередь, поднимать свою локальную сцену и нести свою музыку там, где ты находишься сам, где ты живешь, а не стремиться переехать в Москву. Самым классическим примером такой группы, конечно, является «Чайф»: они большие молодцы, и никто не может оспорить их абсолютную значимость изначально именно для Екатеринбурга, а потом уже и для всей страны.

Обязательно, проявление гражданской позиции в творчестве и жизни входит в пункт два предыдущего ответа – играть нужно везде, тем более, как я сказал, не думая о заработке. Если ты понимаешь, что не можешь заработать своей музыкой, то иди и работай куда-нибудь, зарабатывай деньги, но выбирай такую работу, которая тебе оставит место для того, чтобы заниматься музыкой. Только тогда ты будешь независим. Другое дело, что работа должна быть такой, чтобы она обязательно оставляла тебе свободное время для того, чтобы заниматься музыкой и, чтобы она не загружала дурью всякой твои мозги, иначе мозгов не хватит писать свою музыку.

Совершенно естественно участвовать в благотворительных мероприятиях, во всем том, что имеет гуманитарную составляющую, это нужно артисту вне зависимости от  того, насколько высоко он поднялся. Это просто необходимая часть его деятельности, которая позволяет ему оставаться человеком.

Я помню, например, что где-то в начале 90-х годов вашим пермским движением Rock-Line совместно с радио Maximum было инициировано издание первого в России благотворительного сборника «Песни для Тани М.», в котором группа «Ва-БанкЪ» тоже посчитала важным поучаствовать.

Знаю,  что в Перми есть сквер имени Олега Новоселова, который был родоначальником этого неформального движения, и в котором каждый год рок-музыканты Перми проводят субботники и занимаются его озеленением.

Поэтому участвовал и в следующем благотворительном сборнике «Без меня не остановятся часы…», цель которого была привлечь внимание к этому скверу и средства направить на его благоустройство…

У меня был «опыт» обращения к детской литературе, когда в соавторстве с Романом Канушкиным была выпущена серия детских книг о приключениях Петровича и Патапума.Это действительно интересный кусок моей биографии,  который связан с творческой работой, потому что идея писать детские книжки совместно с моим другом Ромкой Канушкиным, появилась не «с кондачка».

В начале 90-х мы вдруг поняли, что кроме тех замечательных сказок, на которых выросло наше поколение, не появляется ничего нового. В те годы действительно не было новых сказок, был какой-то вакуум. Книжный рынок был развален, и все занимались «не пойми чем». В этот момент у нас и возникла идея попробовать написать те сказки, которые мы могли бы почитать своим детям. Творческий человек может себя по-разному проявлять. Для моего соавтора Ромки это было продолжение профессиональной работы, ведь он уже был писателем, а  для меня  это было новое дело. Но мы попробовали, придумали канву, основных героев, которые будут «переходить» из сказки в сказку.

Сначала мы написали первую сказку «Приключения Петровича и Патапума в волшебном лабиринте», потом еще две. Затем Ромка самостоятельно написал еще 2-3. Думаю, это была удачная попытка. Другое дело, что с тех пор я никогда больше к детской сказке не возвращался. Возможно потому, что для меня было важно попробовать себя в этой «ипостаси». А дальше меня захлестнула моя музыкальная история, которая для меня важнее, это все-таки мое основное занятие, Хотя я с теплотой вспоминаю свой опыт, пускай он был немного неуклюжим, но он был очень искренний, честный, и по-моему, те сказки получились совсем неплохими.

А все, что я хотел написать про себя, я включил в книгу «В поисках Эльдорадо». Она вышла два года назад. Там есть небольшая глава о первых годах становления группы «Ва-банкЪ», которая называется «Моя жизнь». Хотя, конечно, это не целая жизнь, а небольшой, но довольно яркий эпизод. Пока этим все ограничилось, а что будет дальше - я не знаю.

«Латунный Винт» - это очень искренняя награда. Любая премия, которая дается от души – важна. Она, как напоминание о хорошем творческом эпизоде твоей жизни, а в данном случае это фестиваль, который вы уже много лет делаете в Перми.

Конечно, это для меня важная премия, тем более у меня их не так много по итогам различных фестивалей по всей стране, в которых я принимаю участие. Не часто там выдаются какие-то памятные знаки, назовем это так. Чаще всего бывает, что ты приехал, сыграл. Иногда успеваешь кого-нибудь послушать, иногда не успеваешь, и уезжаешь, унося это в памяти.

А здесь для меня важно внимание и признание «моей» публики. Особая ценность этой премии, что ею отмечена та часть моей деятельности (организация фестиваля и движения «Учитесь плавать»), которой я очень дорожу… Это важно, это хорошо и здорово, что вы это делаете.

Rock-Line – это линия жизни, и в этом смысле название для фестиваля, по-моему, очень емкое. Например, есть американский фестиваль  альтернативной музыки «Лоллапалуза», я не знаю, существует ли он до сих пор. Вспомнил просто потому, что мы говорили о фестивале «Учитесь плавать» и о том, как к нам приезжал Генри Ролинз, а он как раз и был одним из инициаторов этого фестиваля. А Rock-Line это название фестиваля, которое сразу имеет какую-то точную ассоциацию – это «линия жизни».

В самом названии фестиваля заявлено, что рок-музыка может быть не просто каким-то краткосрочным увлечением, более или менее ярким, а может стать линией жизни того или иного музыканта, т.е. стать его путем, а это ведь колоссально важно для человека.

Самое главное для любого из нас - точно распознать, каков именно должен быть твой путь и потом по этому пути следовать так далеко, как будет дано Создателем, насколько хватит наших сил.

Ну а то, что вы существуете 20 лет, так это большой срок для фестиваля. Вы уже давным-давно выросли «из коротких штанишек»…Поэтому всем организаторам честь и хвала, что вы столько лет стойко придерживаетесь вашего пути, тем самым оправдывая  название Rock-Line. Это не может не вызывать самого искреннего уважения и радости от того, что есть такие люди, в данном случае в Перми, которые столько времени поддерживают свой огонь и продолжают свое дело.

Все интервью с пермяками и гостями города вы можете прочитать в разделе «Интервью» на сайте progorod59.ru.