Художник по куклам: «Человеку, слушавшему Бутусова, Цоя, БГ, можно было доверять»

Героем сегодняшнего выпуска «Rock-Line. Исповедь одна на всех» стала Анна Зуева - художник по куклам, который занимается этим уже 25 лет. Анна - участник американского объединения художников по куклам NIADA и творческого тоюза художников России. Она художник Пермской галереи авторской куклы, член Союза художников России и Уральской ассоциации художников по куклам, участник «Московского салона кукол», «Арт-Перми» и других российских и международных выставок, обедитель и лауреат множества конкурсов художественной куклы.

Анна Зуева - первый дизайнер фестиваля Rock-Line. Она занималась оформлением площадки, компакт-дисков, афиш, и даже трамвая. Авторство первой эмблемы фестиваля  принадлежит ей. 

Я попала в команду Rock-Line случайно и не случайно в одно и то же время. Это было время, когда рок-музыка была не просто музыкальным оформлением жизни. Это был особый пароль, код, по которому опознавались единомышленники.

Человеку, слушавшему Бутусова, Цоя, БГ можно было доверять, он был «своим», был другом, посвященным. Люди были объединены общей идеей свободы, новой музыки, новой страны. Около роковая тусовка была и около литературной и около художественной. Мы были молоды и любопытны. Я дружила с прекрасными молодыми талантливыми поэтами и музыкантами считала себя частью творческой молодежи, мне так хотелось быть этой частью…

Олега Новоселова я знала как музыканта и лидера группы «Дом», но что он является основателем творческого объединения «Авторский Дом» и талантливым продюсером - понятия не имела. И когда он предложил мне работу по оформлению  проектов, не представляла, что из этого получится. Это был 1995 год. К тому времени я успела поработать в детской газете «Фенька», поэкспериментировать с графикой-живописью и начала попытки изобретения нового жанра - кукольного искусства.

Так началась моя жизнь в «Авторском Доме», это была не работа, а именно жизнь – я не занималась одним оформлением – мы очень много делали вместе, придумывали и воплощали, ошибались и радовались успехам, творили и занимались рутиной. Мы были дружны, были одной семьей. Нам было интересно вместе.

Был фестиваль Rock-Line – не было эмблемы. Олег попросил придумать что-нибудь эдакое, что отображало бы необычное место проведения фестиваля, который позиционировался тогда как «фестиваль в аномальной зоне». А место проведения – склон знаменитой Кунгурской ледяной пещеры, равноудаленный от Молебки (УФО зона) и  Белогорского монастыря, который тогда только начали восстанавливать.

Я нарисовала «загогулину», отдаленно напоминавшую треугольную спираль. Три точки – пещера, Молебка, монастырь. Олегу понравилось. У него было удивительное качество – ему нравилось почти все, что я рисовала или макетировала, и это очень вдохновляло и стимулировало. Хотя сейчас я понимаю, что 90% того, что я делала, было полной ерундой. Но если бы не то одобрение и поддержка Олега и Лены, я не была бы так уверена в том, что я делаю сейчас.

А та «загогулина» вполне себе жила много лет на полиграфической продукции фестиваля. Олег называл ее «болид». Этот «болид» даже был воплощен в ювелирном украшении ко дню рождения Олега – он получил эту эмблему в качестве серебряной бляхи на «американском галстуке» и был очень рад такому подарку.

Мы были очень дружны. Двери дома Лены и Олега были всегда для нас открыты, работа в офисе плавно перетекала в ночные посиделки дома у Новоселовых и обратно в офис, где придуманные ночью безумные идеи Олега мы пытались воплотить в жизнь. Он просто фонтанировал идеями! Один проект за другим! Музыка, кино, экология – все было интересно, все хотелось попробовать! Не все получалось идеально, но мы учились. Учились быть командой, строить отношения, доверять, поддерживать друг друга.

Была не только работа, проекты и фестивали – были романы, обиды, ссоры и примирения, бурные вечеринки и повседневная скучная рутина – все это мы переживали вместе в стенах «Авторского Дома». Почти полным составом мы ездили ко мне на дачу окучивать картошку и собирать яблоки, и вывозили потом этот урожай в несколько заходов на машине Олега. Были и походы за опятами, и пикники в зимнем лесу, и ремонты в квартирах, собаки, кошки, дети…

Как раз в работе над фестивалем я постигала основы Corel Draw и Photoshop. В то время все это рекламно-оформительское  буйство только начиналось и наши потребности не всегда совпадали с нашими возможностями, а хотелось, чтобы было круто! И тут приходила на помощь смекалка и рукотворчество, благо шить-пороть, клеить и приколачивать я умела.

Помню, как с Леной  пришивали буквы на белый фестивальный флаг, потому как денег на печать на ткани не было, а «выпендриться» очень хотелось. А еще, как мы в 1997 году ездили в ж/д депо, где нам за небольшую копеечку отдали 8 ж/д жилетов, на которые я вручную (сама трафарет сделала) наносила логотип, эмблему  и надпись «Фестиваль в аномальной зоне», и потом эти жилеты были у музыкантов нарасхват. Как сами красили, резали, вешали, носили, грузили…

Помню, как на первом фестивале не хватило напечатанных бэджей и мы их резали из картонных коробок, оказавшихся под рукой и подписывали вручную.

Уход Олега стал для всех полной неожиданностью, застал всех «врасплох»…К  тому времени моя «кукольная» жизнь, идущая параллельно с жизнью Rock-Line стала принимать все более ясные очертания – я стала сотрудничать с галереями авторских кукол, участвовать в выставках, появились заказы. Но отношения с «Авторским Домом» не прерывались, мы по-прежнему были вместе, но без Олега все пребывали в полной растерянности.

А решение Лены продолжить историю фестиваля, я посчитала полным безумием. Это было очень не просто. Все, что было раньше, уже не работало. Со времени проведения первого «Роклайна» прошло 10 лет. Изменились технологии,  условия проведения, музыка, люди… Лена взвалила на себя, как мне казалось, непосильную ношу. И мы старались, мы все очень старались и хотели, чтобы у нее, у нас все получилось. Конечно, пришли новые молодые ребята, но костяк команды оставался прежним.

Новая площадка диктовала новые условия. Все завертелось вокруг нового места проведения – аэропорта «Бахаревка». Появилась формулировка – фестиваль на взлетной полосе,  новый слоган - «Твоя линия взлета», а в оформлении - самолет, винт двигателя, небо.

Rock-Line –это значимая часть моей жизни, молодой, веселой, бесшабашной… Это друзья, воспоминания и тот самый «пароль», который объединяет. Желаю всем РОКЛАЙНА!

Но логотип Rock-Line оставался прежним. И с этим у меня возникли проблемы – было трудно совместить цвета Генерального спонсора фестиваля – пива «Золотая Бочка» с цветом логотипа фестиваля (зеленым), я  долго и мучительно думала как их «поженить». Ужасно  расстроило, что на заднике сцены фестиваля было вывешено огромное изображение бочки, совсем не в эстетике фестиваля.

Но так  произошло, «кто заказывает музыку, тот и девушку танцует», и так происходило практически на всех фестивалях и спортивных соревнованиях, где генеральными спонсорами оказывались пивные компании – наш фестиваль, к сожалению, не явился исключением…

Было интересно работать в 2008 и 2009 году, когда «рекламным носителем» оказался трамвай! На всех фестивалях была актуальна фраза «вход и выход свободный», которая присутствовала на всей рекламной продукции. И трамвай не стал исключением. Фраза эта разместилась на дверях трамвая, вводя в заблуждение входящих пассажиров. Некоторые бабушки отказывались оплачивать проезд в этом трамвае, потому что это прочитали, и думали, что этот трамвай бесплатный.

Оформив Rock-Line 2009, я попросила у Лены тайм-аут  - в команду пришли молодые и активные, с новыми идеями, а меня, уже очень настойчиво, звал мир моих кукол.
Фестиваль живет.  Уверена, его история еще не дописана. Он в надежных руках. И мы по-прежнему в одном «доме» и, как знать, возможно, мы еще что-нибудь «замутим»!

Фестиваль проходит в конце июня, и не всегда в это время года я бываю в Перми, но если мы с ним «совпадаем» стараюсь побывать. Приятно, что придуманные мной визуальные образы все еще живы. Мне нравится, что Rock-Line меняется, обрастает новыми мероприятиями, творческими лабораториями. Новая команда знает, что делает. И, если фестиваль решит кардинально поменять концепцию оформления, нисколько не обижусь.

Идея стрит-арта прекрасно вписывается в концепцию фестиваля. Но тут как раз я не «в теме». Я его люблю смотреть и восхищаюсь смелостью и креативностью художников. В Перми есть талантливые ребята, работающие в этом жанре. Думаю, что вопрос про «образы» - это к ним. С нетерпением буду ждать воплощения этой идеи.

Все интервью с пермяками и гостями города вы можете прочитать в разделе «Интервью» на сайте progorod59.ru.