Автор «Этим летом Rock-Line будет!»: «Мне сказали сделать ролики так, как я чувствую»

Пожалуй, это её первое интервью. Как правило, она записывает интервью или аудиоролики, находясь «по ту сторону» - за пультом. Сегодняшняя гостья рубрики «Rock-Line. Исповедь одна на всех» звукорежиссер радио Татьяна Захарова, автор легендарного фестивального аудио «триптиха» - «Этим летом  Rock-Line будет!». О работе, полученном опыте, интересе и счастье…

«Когда человек работает, когда он пробует, экспериментирует, когда он искренне хочет и все движется на «внутреннем интересе», когда он может работать без выходных, прийти домой и еще полночи сидеть и придумывать, когда весь этот «фарш» в голове варится и кипит, у него и жизнь меняется. Она движется вперед, и возможности «приплывают» сами».

- «Rock-Line: Грань общения» - что это?

- Это цикл передач, который звучал в эфире радио «Эхо Москвы в Перми» в 2006 году почти полгода. Что для меня важно из всей этой истории - это был первый опыт, возможность пробовать, экспериментировать. Это была возможность делать так, как ты считаешь нужным, а не так как было бы правильно по принятым «канонам». На радиостанции работали молодые люди, которые пришли и хотели что-то сделать с этим эфиром. А что с ним делать, если это информационный формат?


Я к тому моменту на «Эхе» работала уже 2-2,5 года, и мы с Сергеем Лепихиным (тоже звукорежиссер) сделали программу «Обратная сторона Эха». Суть проекта - провести эфир с каждой интересной пермской группой. Музыканты приходили в студию и живьем играли в прямом эфире. Включали гитары в выдающий пульт напрямую. Вместо барабанной установки использовали бонги, бубны. В студию можно было занести бас-гитару, обычную гитару, баян. Я помню, когда пришли две изумительные девушки и запели, у нас вылетел компрессор. Он просто сгорел (смеется). И это было на пермской «зачуханной» радиостанции, где стоял на ладан дышащий пульт Yamaha. Одно дело на нем эфир выдавать, но привести музыкантов в студию… (смеется)


Я была звукорежиссером  и не была ведущим эфира, и, чтобы попробовать себя в этой ипостаси как раз и нужно было что-то такое свободное, не обремененное рамками, шаблонами, форматам. Этим занимались технари, звукорежиссеры.
На «Эхе» все звукорежиссеры побывали ведущими ночного эфира. (смеется)
Мы «открыли» ночной эфир как таковой, сделав эфир передачи ночным. Программа выходила около года, через эфир «Обратной стороны Эха» прошли практически все группы.

Сам проект, к тому времени, на мой взгляд, логично подходил к концу. Тогда мы с Леной Зориной-Новоселовой придумали проект «Rock-Line. Грань общения», который выходил после «Обратной стороны Эха». Я подумала, что «Обратная сторона» себя исчерпала, и ее нужно «сворачивать» без ущерба для слушателей (а это время стали слушать), это была каждая пятница и интересующиеся люди уже знали это время. Именно на это время мы и поставили новый проект. Он стал логичным продолжением того мотива, который был заложен проектом «Обратная сторона Эха». Мы стали приглашать не только музыкантов, но и интересных творческих людей. Говорили о рок-музыке, о фестивале Rock-Line, о связи рок-музыки и моды, рок-музыки и поэзии, о новых интересных группах и музыкальных течениях, о рок-движении в стране и т.д. и т.д.


Именно оттуда был профессиональный толчок, что во многом определило мое дальнейшее профессиональное развитие. Стали открываться другие разносторонние возможности…
Личное общение с интересными людьми приоткрыло совершенно другие грани: одно дело, когда ты слышишь о ком-то по радио, слушаешь интервью и совсем другое дело, когда ты лично общаешься с человеком.


Однажды Лена договорилась об эфире в нашей программе с дизайнером моды Ириной Филичкиной. Перед эфиром ты ведь планируешь, о чем спросишь человека, а потом раз, и само собой все меняется. Это был предновогодний эфир. Мы создали очень доверительную атмосферу: выключили свет, расставили свечи…
У нас была тема «Рок и мода». Эфир получился потрясающе интересным. Думаю, что и Ирине было очень интересно и любопытно, потому что она почувствовала себя в роли со ведущей. Это было не вполне интервью – это был разговор, общение. И это было ново для «Эха», как для радиостанции. Это было ново для нас всех. Мы с Леной тоже попробовали себя в роли ведущих.

Начало складываться представление о том, что дальше можно сделать еще…
В результате, этот проект дал импульс к чему-то новому, дальнейшему продолжению этой истории. Когда человек работает, когда он пробует, экспериментирует, когда он искренне хочет и все движется на «внутреннем интересе», когда он может работать без выходных, прийти домой и еще полночи сидеть и придумывать, когда весь этот «фарш» в голове варится и кипит, у него и жизнь меняется. Она движется вперед, и возможности «приплывают» сами.

Есть люди, которые говорят, что они такие «охренительные», и у них в жизни могло бы быть много всего, потому что  них все для этого есть, но им чуть-чуть в жизни не повезло. Я не понимаю этих людей. Жизнь всегда дает возможности, только их надо почувствовать, рассмотреть и воспользоваться. Если тебе «чего-то не дали», значит, ты ЭТОГО и не хотел. Возможно, ты хотел итог ЭТОГО, результат, но не хотел пройти саму дорогу, «весь этот путь». Ты хотел получить итоговые «лавры», а сама дорога тебе была не интересна. Если тебе не интересна сама дорога, то и успешного результата у тебя никогда не будет.
Почему я сейчас говорю об этом, потому что это касалось и многих моих проектов.
Что-то было успешным, что-то – менее успешным и удачным. Но я всегда прохожу «весь этот путь», «своими лапами» прохожу. И все мои удачи – от желания к ним прийти.

- С приходом весны и музыканты, и публика фестиваля ожидают, ставшие некой «мантрой» слова – «Этим летом Rock-Line будет!». Как «родились» аудиоролики для фестиваля Rock-Line в 2008 году, которые стали в результате, «визитной карточкой» фестиваля на все последующее время?


(Смеется) Родились некие красивые образы («время», «легенда», «любовь», «пространство»), которые «легли», это как идеальная формула Rock-Line. Как меня учил барабанщик Петя, если у тебя движения рук красивые, значит, ты играешь правильно. Если оно красиво, гармонично, тогда все получится. Придумывая текст, я поняла, что в них нет места ни датам, ни чему-то ещё. И опять, в «ту же тему» - когда «раздвигаешь» установленные рамки, убираешь привычные барьеры – может получиться потрясающий результат.
Я благодарна Лене за то, что она дала мне свободу, в отличие от обычных заказчиков, которые проговаривают конкретные требования и настаивают на них.
Мне было сказано: «Сделай, как ты видишь, как чувствуешь». В результате, я ехала в автобусе на работу, вспомнила, что надо сделать ролик, достала бумагу, смотрела в окно. А мысли они ведь откуда-то берутся, у меня ведь тоже есть история до встречи с Леной и Rock-Line...

В 1995 году я дружила с сыном моей учительницы по литературе - басистом Кешей из группы «Пелиджес Интриг» (по-моему, её давно не существует). Эти «чуваки», «носились» с Олегом Новоселовым, как с «небожителем». Новоселов - единственный реальный продюсер в Перми, который что-то может, он многое понимает, он может продвинуть, он классный... Они о нем часто говорили при мне, т.е. я с Олегом была знакома вот так, заочно.

Потом, в 1996 уже был первый фестиваль. Дальнейшая «моя история»: ко мне домой приезжали «вагоны» этих людей, «оттуда» вернувшихся. «Отходили» еще день-два у меня дома. И все эти впечатления на меня просто «сыпались и падали». Тогда я жила без мамы, у меня не было ребенка, и вся вот эта братия «загружалась» ко мне на несколько дней, и я проникалась этими разговорами, переживаниями, впечатлениями. По этим историям представления о фестивале  у меня  уже были. Я всегда общалась в этой среде. Поэтому при создании ролика то, что с меня «сняли все рамки и ограничения», и дало возможность сделать, так, как я чувствовала и хотела.

Благодаря этой работе я опять-таки научилась как-то мыслить по-другому, и я стала об этом уверенно говорить потом другим заказчикам: «Давай, мы сделаем тебе ролик не такой, какой ты хочешь, а попробуем вот так, так и так». 

На самом деле, многие, когда приходят и хотят сделать рекламу - не знают, что им на самом деле надо. Вот если ты разберешься в человеке, что ему необходимо, ты ему потом этим поможешь, и многие годы он будет к тебе возвращаться.
Это тоже часть формирования меня, как профессионала и специалиста.

Есть еще проекты, которым я благодарна, которые сделали из меня профессионала. Зачастую это были проекты, за которые многие другие звукорежиссеры не брались потому, что они были либо сложные, либо классика, либо непонятные, либо бесплатные… 
Да, ты за это не получаешь денег, но ты получаешь опыт, и это были офигительные проекты! За это я «Эху» и благодарна!

Однажды мы делали проект с ветеранами «Дневник солдата». Нам то ли сын, то ли внук принес старый дневник ветерана войны пермяка Германа Матвеева (он уже умер к тому времени). А Герман Матвеев прошел войну, лагеря, чудом выжил, и там вел свои «дневнички». Они исписаны мелким-мелким шрифтом, он их где-то прятал, и они уцелели. И вот, его родственник пришел и сказал, что заплатит за эфирное время. Производство таких аудиокниг, их оформление - очень затратное. Но он не мог заплатить за производство, но был готов оплатить эфир. Мы сделали эти «Дневники». Было 10 передач. Эти отредактированные записи «зачитывал» Стас Загайнов.
Мы тогда с фестиваля «Вместерадио» «привезли» премию и  первое место.
Как раз - за эти «Дневники», которые были «бесплатными»!

Когда ты понимаешь, что тебе никто не оплатит твой труд - это не реклама, но когда ты, делая это вместо денег получаешь не только офигительный опыт, но и высокую оценку коллег и признание – просто испытываешь такой кайф, такое моральное удовольствие!

Еще был один «безумный» проект - «Поэзия в контексте новой музыки». Звучала «безумная» музыка. Наверное, автору в голову попал какой-то неразорвавшийся снаряд, остался там и он написал эту музыку. Вот эта музыка безумными струнами, «диссонирующими в разные стороны» и Бродский в старинной записи, читающий свои стихи в своей неповторимой манере. Мы долго все по очереди пытались понять, как это возможно сделать… (смеется). Самое главное – ведь это получилось! Для меня это тоже опыт работы с классикой. Звукорежиссеры радио не любят работы с классикой - зачастую, эта работа тоже бесплатная, но она дает сумасшедший профессиональный опыт.

Подводя итог, есть ряд проектов, которые дали мне очень много в профессиональном плане и в плане своего видения того, что я хочу, куда мне идти дальше. Ведь чтобы идти дальше -  необходимо видеть и понимать, КУДА идти дальше.

Так вот, Rock-Linе – это действительно грань общения: это тесное общение с Леной Зориной-Новоселовой, все дальнейшие передачи и аудио ролики, в том числе и эти, ставшие «знаменитыми» ролики (смеется). «Одежда» к другой передаче - «Rock-Linе. Четвёртый эшелон», выходившей уже на «Нашем радио».

Затем, я попробовала себя в роли режиссёра – мы с Сергеем Гусельниковым сделали первый видеоролик. Попробовала потому, что это надо было кому-то сделать.
Денег нет, а делать надо! Rock-Linе, как раз один из тех немногих проектов, которые мне дал очень-очень много, во всех аспектах.

Помимо всего, что я сказала, многие клиенты, связи, знакомства, которые полезны и важны в профессии, работе и просто в жизни, я получила от Лены, движения Rock-Linе. Она «соединяет ниточки» между людьми, а потом их отношения развиваются сами собой, когда люди понимают, что им друг от друга нужно. У Лены есть такой дар, она его приписывает фестивалю и движению Rock-Linе, но я на самом деле теперь думаю, что прежде всего это именно ее дар. Она видит многое в перспективе. И людей разных профессий и занятий знакомит, видя перспективы этого знакомства…Вокруг нее всегда те, чья степень близости определяется неким внутренним побуждением,  или внутренней линией, или содержанием, которое называется Rock-Linе…

Сейчас я работаю звукорежиссером (одним и единственным на этой радиостанции) на радио «Комсомольская правда»  (смеется). Помимо того, что я звукорежиссер, я ещё и новости читаю. Я никогда не думала, что буду читать новости. Постепенно, через год, я их стала «собирать», «делать» и даже «комплектовать», когда, например, этого не может сделать редактор. Т.е. я научилась всему циклу работ по формированию и выпуску в эфир новостных программ.

Продолжаю сотрудничество со Славой Дегтярниковым, с которым мы делали программу «Суть дела» и безмерно интересный исторический проект «Пармская обитель» на «Рифей-Пермь ТВ». Это колоссальный опыт для звукорежиссера - оформлять историческое видео, т.е. программу, которая касается какой-то интересной истории, какого-то исторического события. Я узнала, например, что оказывается, на Каме был морской бой! С Балтики сюда, в Пермь пригнали матросов, т.к. здесь был Колчак. Везде уже была советская власть, а здесь, у нас в Перми - все еще Российская империя. У нас здесь и революция «случилась» на полтора года позже, в итоге. Все пермские меценаты и купцы, которые имели в собственности суда (самого разного водоизмещения) отдали их Колчаку (их было порядка 200-250). Эти суда облачили в броню и поставили на них пушки. У нас на Каме, был настоящий морской бой!

Благодаря Славе я узнала множество интересных «фишек». Работать с такими проектами, оформлять их – кайфово и интересно. Сейчас мы планируем работу над фильмом о Трифоне Вятском, и все звуковое оформление буду делать я. Это будет достаточно большая работа, думаю, что в любом случае мы с ней справимся.

Уже нет «Сути дела» (программа выходила 5 лет) и «Пармской обители» (программа выходила 3 года) на «Рифей-Пермь ТВ». Телевидение от этого, по-моему, обеднело.
На «УралИнформТВ» тоже был  запущен цикл исторических программ. В нем участвовал не только Слава, но еще и замечательный и удивительный человек, историк Дмитрий Софин, в котором есть редкое сочетание интеллигентности, ума и отсутствие занудства (смеется). Он очень хороший ученый, историк, у него «фонтан» творческой энергии внутри. Притом, человек «помешан» на всей романовской династии и на группе «Агата Кристи». Первые программы мы с Димой вместе монтировали. О чем бы ни была программа - Романовы не Романовы, жандармы не жандармы - он предлагал: «Давай возьмем вот этот трек «Агаты Кристи»».

«Братья Романовы» и «братья Самойловы», вот такие два противоположных интереса у него (смеется). Следующую программу делаем уже о другом герое, он предлагает следующий трек «Агаты Кристи», т.е. он соглашался добавить и классику, и Шопена, где-то Шостакович подходил, но на каких-то моментах должен был быть трек «Агаты Кристи», я же с неохотой соглашалась. На третьей программе он принес диски и сказал, что там совсем другие ремиксы группы, и предложил добавить еще и Бутусова, «скрипя» я согласилась. А затем возмутился Слава Дегтярников, и тогда я Диме сказала, что в следующий раз «Агата Кристи» в программе будет звучать передач через пять (смеется). Вот этим я и занимаюсь сейчас.

А Rock-Line – для меня это целая история, которая прошла через многие стороны моей жизни. Мой первый парень боготворил Олега Новоселова. Мой лучший друг был на первом фестивале и мне о нем рассказывал. Серега Ничков (Ансамбль «Пятый корпус»), многие знакомые люди, которые сейчас у меня остались, их можно перечислять бесконечно, общением с которыми я ценю  и очень дорожу им - они «пришли» из Rock-Line.

«Репертуар» моей дочери, когда ей было только пять лет, состоял из песен «Пятого корпуса» (смеется). В восемь - она пришла на их концерт и влюбилась в барабанщика (смеется).  Она даже подходила к нему за автографом (смеется), а потом мне заявила, что когда вырастет - станет барабанщицей. Это - счастье, когда у тебя есть все это.

Я считаю, что я очень успешный и счастливый человек. И Rock-Line для меня - ТО, что каждый год влияло, приходило, было в моей жизни и этим ее стимулировало (смеется). Я думаю, надо «найти» ребенка, который был зачат на первом фестивале (смеется).  Сейчас он (или она) уже взрослый, ему лет 19 лет. Будет «прикольно», если этот человечек откликнется, расскажет свою историю и свое отношение к фестивалю. На самом деле, я думаю, что Rock-Line - счастливый фестиваль, как там ни «крути». Просто его делают счастливые люди!
 

Все интервью с пермяками и гостями города вы можете прочитать в разделе «Интервью» на сайте progorod59.ru.