Артисты «Театра-Театра» споют в юбилейном спектакле «Доктор Живаго»
Целое десятилетие неизменным успехом пользуется у публики и всего театрального сообщества эта постановка. Премьере этого спектакля 30 декабря 2006-го предшествовал целый год сложнейших репетиций. Тогда в репертуаре театра был только один музыкальный спектакль – «Владимирская площадь».
Обращение к известному роману Пастернака, который к тому времени уже пережил не одну экранизацию, было поистине смелым поступком со стороны пермского театра. Многие и сегодня относят этот роман к разряду «несценических». И этот факт также повлиял на то, что десять лет назад премьера музыкального спектакля «Доктор Живаго» стала заметным событием в культурной жизни не только Перми, но и России.
«Странный парадокс произошел с этим спектаклем. За десять прошедших лет у нас в жизни сильно все изменилось. И наше существование, и наши мысли. В стране многое поменялось. И поэтому, конечно, должны меняться и спектакли. Или, оставаясь в прошлом, они должны «умирать», - делится своими впечатлениями постановщик Борис Мильграм, - Я честно никак не ожидал, что этот спектакль будет так долго жить. И в его разные периоды жизни я шел смотреть «Доктор Живаго», чтобы отчасти найти признаки того, что он уже «загибается».
Но каждый раз я видел, что спектакль становился все крепче и лучше. Он все эти десять лет только растет. Потому что видимо в нашей стране нужно и на сцене оставлять какие-то художественные свидетельства об ее истории и о том, как разные люди эту историю переживают. И мне во многом кажется, что этот спектакль становится все мощнее. Через некоторое время мы обновим декорации и костюмы. А вот насчет ввода новых артистов на главные роли не уверен. Настолько они тут все на своем месте. Это их заслуга в том, что «Доктор Живаго» еще живет на нашей сцене. Кроме того, у спектакля есть своя публика. И раз зрители на него ходят все эти десять лет, значит это, все-таки, внятное высказывание и нужный, даже спустя десять лет, театру спектакль».
Музыку к спектаклю написал известный российский композитор Александр Журбин. «Доктор Живаго» Театра-Театра — поистине масштабное сценическое полотно. В спектакле занята не только вся актерская труппа, но еще оркестр и детский хор «Орфей», под управлением Петра Юркова. Огромную работу при подготовке вокальных номеров, хоров и аранжировок проделала музыкальный руководитель Театра-Театра, заслуженный работник культуры РФ Татьяна Виноградова, за что и была отмечена престижной краевой премией в сфере культуры и искусства в 2007 году.
Для премьеры было создано 450 уникальных костюмов (художник Фагиля Сельская). Общий вес монументальных декораций — больше 10 тонн. Художник Александр Горенштейн создал многоуровневое пространство. Оно счастливым образом соединило, казалось бы, несоединимые куски общего действия спектакля. В 2007 году спектакль «Доктор Живаго» был отмечен призом за лучшее пространственное решение и исключительную работу хора (VIII Международный фестиваль «Театр без границ», Магнитогорск).
«Чтобы охватить невероятный исторический объем, обилие действующих лиц романа, авторы спектакля избрали форму оратории, и тем оправдали неизбежную статичность постановки, - писала в своей рецензии на страницах журнала «Театрал» Екатерина Кретова, - Тут хор выступает в классической роли коллективного комментатора — как в древнегреческой трагедии. А исполнители ролей вынуждены в каждой сцене очерчивать состояние своих героев максимально доходчиво, таково требование жанра.
Состояния эти меняются порой на совершенно противоположные. «Живаго, который только что был легкомысленным подростком, танцующим на катке, становится рефлексирующим интеллигентом, ищущим свое место в рухнувшем мире».
Стоит отметить, что на протяжении всего десятилетия состав исполнителей главных ролей практически не менялся. И сегодня спектакль ведут первые артисты театра. В заглавной роли выступает Вячеслав Чуистов. Лара – Ольга Пудова и Анна Сырчикова. За эту работу Анна была удостоена городской премии в сфере культуры и искусства имени народной артистки СССР Лидии Мосоловой. В роли Комаровского занят актер Анатолий Смоляков. Амалия Гишар – заслуженная артистка России Елена Старостина. Жену Юры Живаго Тоню играет Ирина Максимкина.
«Очень тонкая актерская работа у Ирины Максимкиной, которая удивительным образом разрушает амплуа «инженю», казалось бы, навязанное ее фактурой, — считает обозреватель журнала «Театрал» Екатерина Кретова. — Ее Тоня вырастает из подобия чеховской Ани, которая по-детски декларирует, что ее отношения с Живаго «выше любви», до образа зрелой женщины, переживающей любовь истинную, жертвенную и неэгоистичную».
Многие рецензенты и зрители отмечали выразительную работу над ролью второго плана — революционера Павла Антипова Дмитрия Васева. «Пламенный большевик с тонким нежным голосом церковного служки решен в духе опереточного героя, — так описывает героя спектакля Олег Кудрин (Lenta.ru). — В самом начале его зонг, больше похожий на арию, остроумен и хирургически точен, особенно в тот момент, когда коммунистический неофит, обретя иной символ веры, обращается к новому Богу-отцу — Марксу».
Нельзя ни обратить внимание, что к произведению Пастернака у пермяков особенно трепетное отношение. Постановка «Доктора Живаго» в Перми неслучайна. Писатель бывал в городе в 1916 году и, как утверждают исследователи его творчества, именно Пермь стала прообразом романного Юрятина. В этой музыкальной истории много любви - счастливой и несчастной, юношеской и зрелой, чистой и порочной. Много судьбы - простой человеческой судьбы, когда человек полагает, а жизнь располагает. Много жизни, представленной в ярких сценических образах театра. Литературную фантазию по мотивам «Доктора Живаго» создал в качестве драматургической основы к спектаклю поэт Михаил Бартенев, став автором либретто.
Вот, что писала театральный критик Татьяна Тихоновец сразу после премьеры спектакля 10 лет назад: «Пермский «Живаго» – это событие. По масштабу замысла, по уровню лежащей в основе литературы, по смелости эксперимента в поисках жанра, в конце концов, по жесткости музыкального перевоспитания драматических актеров… Борис Мильграм нашел адекватное жанровое решение для мюзикла, претендующего на воплощение масштабной эпической картины романа Пастернака, в котором причудливое переплетение человеческих судеб накладывается на историческую картину с войнами, революциями и прочими социальными катаклизмами.»
Постановка состоит из трех действий, каждое из которых охватывает периоды жизни героев: юность, революция, война. Между действиями звучат своеобразные зонги. Из расположенного в глубине сцены вертепа выходит рок-певец и исполняет балладу «Рождественская звезда» на стихи Юрия Живаго. Первым исполнителем этой роли был легендарный пермский музыкант и артист Андрей Гарсиа. После его ухода из жизни за эту работу взялся актер и певец Тимофей Дроздов. Сейчас эту роль с ним в пару поет артист основной труппы Театра-Театра Альберт Макаров. Саму идею ввода такого персонажа высоко оценили не только зрители, но и профессиональные критики.
«Это поднимает спектакль до уровня самого высокого вида оратории — барочного жанра «Страстей», — считает критик Екатерина Кретова (журнал «Театрал»). — Борис Мильграм нашел адекватное жанровое решение для мюзикла, претендующего на воплощение масштабной эпической картины романа Пастернака, в котором причудливое переплетение человеческих судеб накладывается на историческую картину с войнами, революциями и прочими социальными катаклизмами».
Тем приятнее, что свой юбилейный год (в 2017-м ТТ отметит 90 лет) на Большой сцене труппа Театра-Театра начинает именно с десятилетия «Доктора Живаго». Не забудьте и вы поздравить любимых артистов с двойным праздником и проведите красивое Рождество.