Wildberries и Ozon ахнули от неожиданности: в России поменяют правила игры для маркеплейсов
Изменения в правилах для маркетплейсов в России
В России планируют изменить правила для маркетплейсов, сервисов бронирования и агрегаторов услуг. Об этом рассказал Дмитрий Григоренко, заместитель председателя правительства и руководитель правительства РФ, в открытом диалоге «100 вопросов о будущем России», который прошел 17 декабря в Национальном центре «Россия». Новый закон должен помешать монополистам устанавливать завышенные цены и искоренить случаи потребительского экстремизма, уверены эксперты URA.RU.
«Цифровые платформы стали устойчивой бизнес-моделью, которая уже интегрировалась в рынок и способствует его развитию, — отметил Дмитрий Григоренко. — Однако этот быстро развивающийся сегмент сталкивается с множеством проблем. В частности, возникли трудности с регулированием качества продажи товаров и услуг, а также случаи мошенничества и обмана граждан».
Диалог с Ольгой Ушаковой, ведущей шоу, был построен на вопросах, поступивших от жителей различных регионов. Темы обсуждения затрагивали развитие портала Госуслуги, борьбу с кибермошенничеством, перспективы использования искусственного интеллекта и будущее цифровых платформ. Также поговорили о растущем объеме телефонного мошенничества и мерах, принимаемых государством и операторами связи для защиты абонентов. К ним относится маркировка звонков от юридических лиц, чтобы они автоматически отображались на экране телефонов пользователей, а также системы блокировки мошеннических действий.
Законодательство о «платформенной» экономике
Главной темой стало законодательство о «платформенной» экономике, которое сейчас разрабатывается. Григоренко пояснил, что речь идет о правилах для работы маркетплейсов, агрегаторов и сервисов доставки. Законопроект собираются передать в Госдуму весной.
На данный момент проект обсуждается с представителями бизнес-сообщества, уточнил вице-премьер. Вопросы касаются проверки продавцов на маркетплейсах с использованием специального реестра, наличия сертификатов и лицензий, а также доступа к информации о товарах или услугах. В законопроект включены меры для борьбы с кибермошенничеством, дипфейками и недобросовестными участниками рынка.
Как поясняет гендиректор АНО «Цифровые платформы», экс-директор по проектной деятельности Института развития интернета Арсений Щельцин, инициатива направлена на защиту интересов граждан, которые могут выступать как потребителями платформ, так и их поставщиками.
«Цифровые платформы сейчас являются наиболее перспективной бизнес-моделью, объединяющей поставщиков услуг и товаров с большим числом потребителей. Это позволяет оптимизировать затраты, в результате чего товары становятся более доступными».
Однако существуют и риски, связанные с тем, что маркетплейсы могут стать монополистами в отдельных секторах, что провоцирует их на доминирование. Без конкуренции агрегатор может в любой момент повысить цены, и такое поведение наблюдается у крупных игроков.
В качестве примера эксперт приводит работу агрегаторов такси. Сервис вызова такси не является перевозчиком и не несет ответственности за безопасность клиентов; фактически перевозку осуществляет водитель, который часто является физическим лицом. В то же время водители тоже нуждаются в защите и гарантиях, так как агрегаторы могут применить к ним штрафы.
Последние новости Перми уже в твоем телефоне - подписывайся на телеграм-канал «Пермь Новости»