Пермский звонарь рассказал, страшно ли на высоте и как с колокольни выглядит реакция прохожих на звон
Корреспондент progorod59.ru встретился со звонарем Вознесенского храма Перми, иеродиаконом Серапионом Пушкашом, который рассказал, что в современном понимании означает колокольный звон и что такое «рвать» колокола.
- Я родился в Молдавии в городе Кишиневе - рассказывает Севериан. - Все мои предки: бабушка, прабабушка, мои родители были плотно связаны с церковной жизнью, поэтому дорогу в церковь мне указали еще в пять лет.
Про первый раз
Чуфлинская церковь в Кишиневе стала первой, в которую я зашел и в которой впервые позвонил в колокол. Честно признаться, я звонарь среднего класса. Мой учитель был вечно чем-то недоволен, когда я звонил. Мне казалось, что я попадаю в ритм, он же был другого мнения. Тем не менее я закончил трехгодичные курсы звонарного мастерства. Правда, главный экзамен мне сдать не удалось: нужно было одновременно звонить в 24 колокола. Эта задача мне до сих пор не под силу.
Чтобы стать звонарем, нужно попасть на аудиенцию к настоятелю храма и получить его благословение, только тогда можно учиться на звонаря.
Про звук колоколов
В детстве звук колоколов сильно бил по мозгам, я постоянно закрывал уши, было невыносимо громко, но со временем я к этому привык. Мне говорят, что у меня упал слух, но я в это не верю. Некоторые звонари надевают беруши, покупают себе здоровенные наушники, чтобы приглушить звон колокола. Лично я не пользуюсь ни тем, ни другим. Про высоту
Боязнь высоты понятие растяжимое. Если ты работаешь строителем, на лесах сила высоты бесспорно ощутима. Но когда ты находишься на колокольне, обнесенной ограждением, сидя на стуле, никакого страха нет.
Про современность
В современной практике колокол имеет другое значение. Раньше люди были более верующими, они знали, в какой день будет служба, колокол возвещал о ее начале. Сегодня колокол напоминает не о начале богослужения, а о самом боге. Он подталкивает людей прийти в церковь. Сразу вспоминаю несколько интересных случаев из жизни. Когда я поднимаюсь на колокольню, часто наблюдаю за людьми. Идет человек в магазин, курит, думает о чем-то, на церковь даже внимания не обращает. Я ударю в колокол один раз - человек остановится, посмотрит на церковь. Ударю второй - человек перекрестится, развернется, зайдет в церковь и поставит свечку. И таких случаев очень много.
Про продолжительность звона
Звон должен быть не более семи минут, после этого он начинает раздражать. Поэтому, начиная службу, я звоню меньше семи минут. А уже после службы, я стараюсь импровизировать, вложить всю душу. Вспоминаю в голове знакомые мелодии, позволяю себе размахнуться и, что называется, «рву колокола».
Кстати! Изначально колоколов на храмах не было. Для богослужения использовали большую деревянную раму, на которой развешаны плоские металлические пластины, которые называли «билами», по ним били специальными молоточками, а уже после появились колокола.
Про собор
Кафедральный собор считается главным храмом Перми, однако у нашего храма - кремлевская архитектура. Есть люди, которые специально ходят не в свой храм у дома, а приезжают в наш. После посещения нашего храма они говорят, что ощущения, как будто побывали в храме Христа Спасителя в Москве. Также я называю наш храм рекламным. Заметьте, почти на всех православных фотографиях Перми изображен не Кафедральный собор, а Феодосиевская церковь.
Про хобби
Я играю на аккордеоне, контрабасе, пианино. Также при церкви я несу службу, по воскресным и праздничным дням у нас песнопения. Еще я художник-любитель: рисую библейские сюжеты, люблю читать духовную литературу. Также заочно учусь в духовной семинарии, вечный студент (смеется).
Про веру
Сначала я подумал, что верующих стало меньше, но потом понял, что храмов стало больше. Люди не перестали верить, просто разошлись по храмам.
Кстати