В середине августа в России отмечают профессиональный праздник – День строителя. Корреспондент «Pro Город» решила прогуляться по Перми и посмотреть, чем раньше украшали привычную нашему глазу застройку, а также узнать мнение эксперта, искусствоведа Александра Ловьева, относительно художественной ценности некоторых из них.
Недалеко от торгового центра «Айсберг» на торце здания «Научно-исследовательского института управляющих машин и систем» незаметно расположилось советское пано.
«Здесь видно, что на периферии Советской Империи люди в официальном искусстве были смелее в плане композиционного построения. Мне она напоминает эпигонский сюрреализм русских художников-эмигрантов, то есть такой, где Хуан Миро сочетается в браке с Филоновым», - комментирует искусствовед.
Недалеко от «Башни смерти» взлетает Гагарин.
«Относительно мозаики - это, скорее всего, уже конец 60-х годов, трудно сказать конкретнее, но в хрущевскую эпоху был такой период, когда был интерес к авангарду именно в изобразительном искусстве, и в Москву Пикассо привозили. Вот тогда такое и возникло во впечатлительных головах советских художников. Плюс еще и космическая гонка».
Всем известные с детства «орлята» на городском катке
«Неомодернисткие сооружения шестидесятых часто украшали такими барельефами, так в Петербурге известна история, как в проекте Большого концертного зала изначально не содержалось никаких пано, а уже потом, согласно вкусам новой эпохи, их доставили. Здесь же скульптурная группа, скорее всего, присутствует изначально».
«Пано об искусстве - кажется, что из семидесятых годов. Женский профиль напоминает «Гернику» Пикассо, ровно как и членение на части, в остальном же это такой советский классицизм типичный, причем, кажется, брежневский. Интересная вещь».
Недалеко от Выставочного зала разместилась памятная доска известному пермскому журналисту
«Интересная памятная доска, похоже, что сделана под влиянием Эрнста Неизвестного».
Кстати, в Перми можно увидеть настоящую скульптуру Эрнста Неизвестного. Она расположилась в актовом зале Дягилевской гимназии.
На здании ПГПУ разместился еще один барельеф.
«Типичный пример неоклассицизма 50-х годов».
За «Башней смерти» есть еще одно нетипичное для Перми произведение
На котором изображено то ли фламинго, то ли птица-лебедь. «Относительно птицы-лебедя - это то, что в архитектурной критике называют лужковским стилем по меткому выражению Григория Исакиевича Ревзина - такой стиль, когда архитектор считает, что после ар-нуво ничего не было, а так как модерн в архитектуре - это стиль нарочито технологичный, то нужно и технологичных материалов добавить. Вот и птица-лебедь. Потом, видимо, не хватило света и окошко приделали, но, возможно, что оно было изначально»
Читайте о том, как в Пермском крае семья своими силами восстанавливает храм.