Автоинструкторы – те люди, которые не просто отлично водят, но и умеют доступно объяснить, как это нужно делать. Это одна из самых нервных современных профессий, поэтому многие удивляются выдержке и смелости человека, выбравшего такую работу. Мы пообщались с пермскими инструкторами Петром Кадочниковым, Алексеем Беляевым и Виктором Вяткиным. Они рассказали о своих курсантах и автошколе ДОСААФ, в которой работают.
Петр: Я впервые сел за руль в 6 лет. Мой отец работал дальнобойщиком на КамАЗе и посадил меня. Я толком, конечно, не доставал до педалей, но метров 100 прокатился. За рулем я 10 лет. Учился, кстати, в ДОСААФ – все сдал легко и с первого раза. А в 2011 году пришел работать сюда.
Петр Кадочников
Алексей: Мы все за руль сели рано. Я, кажется, с рулем родился. Начинал не с машины – мой папа был тракторист – и первый транспорт, за рулем которого я очутился, был трактор. Мои первые права были мотоциклетные, потом – авто. Я искал работу, и меня как раз позвали сюда в ДОСААФ. Думал, что ненадолго, но втянулся – работаю уже 10 лет. Конечно, не всем дано работать инструктором по вождению. Тут терпение важно, а еще – уметь объяснить доступно.
Виктор: Бывает так, что человек ездит хорошо, но научить этому он не может. Я имею в виду научить так, чтобы поняли правильно.
Петр: Часто объясняем на ассоциациях, которые строим на обыденных вещах. У меня был курсант – баянист, он никак не мог понять, как и ноги, и руки синхронизировать. Я ему объяснил на примере. Говорю, ты двумя руками играешь, а ногой еще такт отбиваешь – тут то же самое, только логика немного другая – левая нога под сцепление, правая – для тормоза и газа.
Алексей: Жена говорит, с тобой в такси ездить невозможно – начинаешь учить. Бывает, если рядом с водителем сажусь, у меня включается автоинструктор – не туда повернул, а вот это не так сделал. Это уже рефлекс.
Виктор: Да-да, та же история. Меня как-то ученик подвозил, я педаль искал. Он смеется – да нет их там. А у меня уже ноги привыкли.
Вообще забавных историй про работу много. Каждый раз что-то да интересное случается – мы же с людьми работаем. И все они разные. Было у меня как-то такое. Едем с курсанткой, я ей говорю: «Выбирай место и разворачиваемся». А она отвечает, что ей надо вооон в тот магазин заехать, посмотреть, как он работает. Я немного смутился, говорю ей: «Мы на занятии вообще-то, программу надо выполнить».
Алексей: Но это, конечно, единичные случаи. В основном люди занимаются. Если они пришли сюда, то надо понимать, что нужно стремление. Конечно, иногда нам приходиться быть чересчур жесткими. А все потому, что мы отправляем людей на дорогу, там надо быть внимательным.
Алексей Беляев
Алексей: Надо контакт навести, надо общую волну поймать – без этого никак. У нас часто бывают новые люди, и с каждым надо найти общий язык. Вот и начинаешь с ними контакт налаживать. А потом уже понятно, как вести себя. Мы предупреждаем, что не всегда будем добренькими, и когда на дорогу выедем, там все будет жестче и по-взрослому. Предупреждаю, если аварийная ситуация случится, команды выполнять четко, сразу, без раздумий.
Петр: Вообще на дороге должна быть дисциплина. Мы ведь учим не только соблюдать ПДД, но и избегать аварийных ситуаций, думать на несколько ходов вперед. Автошкола ДОСААФ старой формации, у нас традиции остались. Мы до сих пор в первую очередь на результат нацелены и на качество обучения. Мне нравится в моей работе, что за короткое время я вижу результат своей работы, свои старания. Потом некоторые ученики приезжают на своих автомобилях, здороваются, благодарят. Это очень здорово и приятно.
Алексей: У меня бывало, по городу иду, а со мной здороваются. Как-то ехал с учеником на учебной машине и смотрю кто-то в мою сторону подстраивается, параллельно едет. Вижу через окно, что это моя бывшая ученица, улыбается, аж сияет, машет рукой мне.
Виктор: Да, приятно, что потом не едут бездумно, а что-то вынесли для себя. Не только какие-то технические моменты и правила.
Алексей: Да, культуру вождения мы у них начинаем прививать. Когда еду по городу с курсантами, они мне говорят: «А вот эти, смотрите-ка, даже поворот не включает». Я им объясняю, что не надо смотреть, как ездят все, давайте начинать с себя – давайте сами будем культурно относиться к другим участникам движения. Думаю, у них все равно это закладывается с автошколы.
Петр: Конечно, это от темперамента зависит тоже, от психотипа. Тут мы тоже стараемся объяснить, поменять немного отношение.
Алексей: Нас с курсантом как-то раз подрезал один нехороший человек. Ученик сразу, мол, надо выйти и морду набить. Я ему «Успокойся, ты чего?!». Я, говорит, биту буду возить. Я – ему: «Ты чего? Дурак что ли? Ты к дорожным войнам готовишься? Ты ему голову пробьешь, а потом что? В тюрьму!». Приходится людям и это тоже объяснять, учить каким-то жизненным принципам: взаимопониманию, вежливости. На дороге это особенно важно.
Петр: Упражнения на площадке сопряжены с реалиями в городе. Они не просто так есть какие-то непонятные, они даются, чтобы почувствовать машину, ее габариты, привыкнуть к ней, применяются они и в городе. Мы тут учим вплоть до того, чтобы ученик выполнил, вышел и сравнил, как выглядит изнутри и снаружи – чтобы видел себя со стороны.
Алексей: Вот мы делаем упражнение, я говорю: «Смотри, как из машины все выглядит. А теперь выходи, смотри, как снаружи все смотрится со стороны». Иногда это очень помогает освоиться с габаритами, с дистанциями.
Петр: У меня была учительница математики курсанткой. И я ей на том, чему она сама учит в школе, рассказал, как чувствовать габариты бокса при парковке. Вообще сейчас количество женщин и мужчин за рулем уравнялось. Сейчас по сравнению с тем, что было раньше, намного больше девушек за рулем. Они тоже хотят быть мобильными, особенно те, кто в декрете сидят.
Виктор Вяткин
Виктор: У меня вот девушка сейчас была. У нее муж учиться не идет, а она взяла и пошла. Говорит, хочется на дачу на машинке сгонять. Она в декрете, у нее два малыша, и на общественном транспорте ездить совсем неудобно. Да к тому же – общественный транспорт иногда оставляет желать лучшего. К нам часто и бабушки приходят учиться. Была у нас такая ученица, 70 лет, но нужно было права получить.
Петр: Помню, была у меня тоже такая ученица в возрасте. Пошла учиться потому, что с подругой на Алтай собралась на машине. Представляете?
Алексей: С ними, конечно, нужно больше терпения. Но мы с каждым учеником разговариваем, поддерживаем.
Виктор: Я всегда своим говорю: «Смотрите, сколько машин, сколько водителей! Все это проходили. Думаете, все сразу сели и поехали? Да не бывает такого, не бывает! Нужно время и желание. Остальному – научим».
Приходите в автошколу ДОСААФ! Учитесь с профессионалами! Станьте профессионалами.
- Адреса: город Пермь, ул. Саранская, 3, и Бульвар Гагарина, 74.
- Телефоны: (342) 281-64-42, 281-64-20, 261-90-93, 261-97-93.
- Е-mail: avtodosaaf.perm@mail.ru
- Группа ВКонтакте: vk.com/club139778403
Другие новости об автошколе ДОСААФ:
Сделайте своим близким полезный и приятный подарок!
Четыре причины, почему стоит выбрать автошколу ДОСААФ