Сегодня в рубрике «Rock-Line. Исповедь одна на всех», интервью с Первым председателем жюри фестиваля (с 1996 по 2003 год) – Александром Пантыкиным. Перечисление его званий и титулов займет не одну строчку: «Дедушка уральского рока», лидер легендарной группы «Урфин Джюс», директор Музыкально-информационного Агентства и студии «TUTTI Records». Российский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера».
Кроме того, Александр Пантыкин председатель Союза композиторов Свердловской области. Член Союза композиторов России, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России. Академик Академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008). Лауреат Национальной театральной Премии «Золотая Маска» (2011). Лауреат Премии Губернатора Свердловской области. Лауреат международного конкурса композиторов. Лауреат Премии «Белое крыло» в номинации «PR-персона года». Именем Александра Пантыкина в 2002 году названа Детская школа искусств (г. Верхняя Тура Свердловской области).
В середине 90-х меня часто приглашали в составы жюри многих рок-фестивалей, тогда они «расцвели пышным цветом». Я считал, что это важное дело для меня, но все-таки и друзьями, приглашавшим меня, отказать не мог.
Во-первых, все-таки, титул «Дедушка уральского рока» ко многому обязывает. Во-вторых, в то время я еще любил рок-н-ролл (смеется), слушал его, старался быть в курсе того, что происходит в музыке. В третьих, мне были интересны новые идеи, которые преподносили тогда на рок-фестивалях молодые команды. В четвертых, это, конечно, общение. Для меня общение с другими людьми - обязательная часть жизни.
И в-последних, это то, что каждый фестиваль имел свою характерную особенность: географическую, социальную, музыкальную, концептуальную. У каждого фестиваля было что-то своё и мне было интересно это всё узнавать.
Помню «креативные названия» типа: «Говно», «Дерьмо», «В жопе нож». Мы над ними долго хохотали, потом долго подшучивали. На самом деле прослушивание подобного рода групп носило иронический характер, потому что к этим группам кроме как с юмором, улыбкой относиться было нельзя.
Как правило, чем «ужаснее» было название тем «ужаснее» была и музыка (смеется). К сожалению, такая взаимосвязь подтверждалась, поэтому и отношение было определенное, поэтому и в ответе писали: «Спасибо за вашу музыку. Мухи вас слушали» (смеется).
Как правило, интересные группы сразу попадали «в объектив» и сразу же брались на заметку. Они интересным образом сразу же оставались в памяти, даже без бумажек, без записей, во время обсуждения мы сразу вспоминали и название коллектива и даже песни, характерные обороты. В общем, оригинальность группы в рок-н-ролле, конечно, самое главное и такие группы были всегда. Вот ради них, мне кажется, все это и устраивалось.
Я был председателем жюри Rock-Line до 2003 года, а потом уехал в Москву, и моя жизнь стала жизнью композитора кино и театрального композитора. Я стал больше внимания уделять не рок-н-роллу, а профессиональной композиторской деятельности.
И все равно рок-история не отпускает…
Помню, как в 2000-м году приехал на фестиваль «Пермский период» с группой «Поезд куда-нибудь». Все началось с предложения отпраздновать 25-летие группы, потому что появились финансовые силы, организаторские, появилось желание снять хороший концерт группы «Урфин Джюс». Вот и решили приурочить это к юбилею группы и в 2006 году такая возможность появилась. На 25-летие был огромный концерт с оркестром, многокамерной и многоканальной записью.
И в этом году мы будем праздновать 10-летие НЕвыхода DVD-альбома группы «Урфин Джюс». Все празднуют ВЫХОДЫ альбомов, а мы решили отпраздновать юбилей НЕВЫХОДА (смеется). Мне кажется, это очень хорошая идея, по крайней мере, это оригинально и свежо, так еще никто не делал (смеется).
На юбилей группы в 2006 году фактически пришли те же, кто слушал группу 25 лет назад. Молодежи хоть было и немного, но она была, что порадовало. Наконец, будем говорить откровенно – это был, прежде всего, концерт для самих себя, потому что такого зафиксированного концертного материала группы «Урфин Джюс» не было. Были три студийных альбома, а было бы, конечно, интересно увидеть эту группу «живьем» хотя бы для истории.
Поэтому мы, будем говорить честно, преследовали скорее «исторические» цели.
Я никогда не играл, терпеть ее не могу, но, к сожалению, найти хорошего бас-гитариста сложно. Пришлось им стать самому. И дело тут не том, чтобы играть хорошо, а в том, что нужно играть определенным образом. Бас-гитара настолько специфический инструмент, что не искушенный в рок-музыке человек может просто все разрушить, нарушить музыкально-ритмическую ткань . Начал играть басист не «так», и всё, музыка закончилась, рок-н-ролл рухнул (смеется).
Самый смешной и курьезный случай, когда я был жюри на фестивале Rock-Line, наверное, был связан с прослушиванием присланных на фестиваль материалов. Мы раскладывали кассеты по стопочкам на 3 стола. Первый стол – это группы «конченые», полный «шлак». Он, как правило, был «с горкой» (смеeтся). Второй стол – группы, которые надо было взять обязательно. Это те, которые нравились всем, и которые не вызывали никаких сомнений. Они сразу же автоматически попадали на фестиваль, практически сразу мы и высылали им приглашение по Почте России. Их было не так много, как бы хотелось.
Третий стол – был между первыми двумя. Тоже кассет набиралось «с горочкой». На него мы складывали демоматериалы, в которых что-то «было», но «как-бы» приближалось к «шлаку». Таким группам хотелось дать шанс, и мы его давали. И вот так мы раскладывали кассеты по этим столам. Мне кажется, это был уникальный метод, который можно запатентовать, как метод отбора групп на рок-фестивали (смеется).
Для меня Rock-Line это, прежде всего – мои друзья. И Олежка (Олег Новоселов), Царство ему небесное, и Лена (Елена Зорина-Новоселова). Потому, что, мне кажется, что в таких «тусовках» все происходит, прежде всего, благодаря личным человеческим связям. Когда ты лично знаком с группой, с музыкантами, организаторами, с постоянными слушателями, которые приходят на фестиваль, возникает целый жизненный этап, связанный с определенными, очень важными и знаковыми для тебя вещами. Ты ими дорожишь, лелеешь их, стараешься нести их по жизни, и с которыми ты, наверное, умрешь.
Поэтому для меня Rock-Line такое теплое, душевное, человеческое место, где помимо музыки, общения на рок-н-рольную тему, были и есть замечательные люди. Мне нравится, что фестиваль развивается, и дела его множатся (это я о проекте Rock-Line.lab и выходе виниловой пластинки)…
Это и город Пермь, куда хочется приезжать, где встречи – это праздник, город, в котором хочется верить, будет жив рок-н-ролл и будут появляться новые замечательные группы.
И что дело Rock-Line, прежде всего, воплотилось в музыку, пусть немногих, но талантливых групп. Талантливых не может быть много. Это те, кто нравится людям, музыку которых слушают. Их музыка стала и становится частью нашего культурного пространства, пространства России.
Все интервью с пермяками и гостями города вы можете прочитать в разделе «Интервью» на сайте progorod59.ru.