Продюсер «Рок-Лайна» в Перми: «Борьба за бюджетные ресурсы» была и будет всегда»
Фестивалю «Рок-Лайн» в Перми исполняется 20 лет. В честь этого события редакция «Pro Город» вместе с организаторами фестиваля решили вспомнить, как он начинался, какие люди стоят за его созданием и каким он был в разные годы.
На сайте progorod59.ru будут появляться цикл статьей про жизнь любимого многими пермяками фестиваля. В нем будут интервью людей разных профессий, возрастов и интересов. Это участники и почитатели «Рок-Лайна», бывшие и на первых фестивалях в Кунгуре и на последних, проходящих в Перми на Бахаревке. Наш совместный проект мы так и назвали: «Rock-Line. Исповедь одна на всех».
Первым героем стала продюсер фестиваля «Рок-Лайн» Елена Зорина-Новоселова. Она рассказала о том, каким был ушедший 2015 год и какие сюрпризы он преподнес. Этим интервью мы открываем цикл публикаций «Rock-Line. Исповедь одна на всех».
За все время существования Rock-Line сложился в разноплановый многослойный ивент*, самой известной частью которого является, собственно, известный фестиваль open-air. Я просто перечислю СОБЫТИЯ, которые произошли за эти годы под «маркой» Rock-Line.
Самый первый и важный масштабный проект «Песни для Тани М.» (благотворительный сборник с известными музыкантами, средства от реализации которого были направлены на строительство детской онкоклиники в городе Перми), кстати под брендом Rock-Linе. Он был реализован совместно с тогда еще пермским радио Maximum на 2 года раньше (1994 г.), чем Первый фестиваль. Всероссийский, а позже ставший международным, фестиваль Rock-Line, который проводился в Кунгуре до 2003 года, а затем переместился в Пермь, на территорию бывшего аэропорта Бахаревка и проводится там с 2006 года.
В годы отсутствия Rock-Line были и «Акустический лес» в парке Балатово (2000 г.), и «Пермский период» (2001) в парке Гоголя (рядом с бывшим Дворцом Молодежи), и «Безграничный рок» (2002) в Чернушке. Одними из особо значимых проектов стали: инициатива названия именем Олега Новоселова и организация работ по капитальному строительству и благоустройству одного из центральных скверов Перми, выход в свет двух благотворительных сборников: «Без меня не остановятся часы…» (с известными рок-музыкантами страны) и «Моя дорогая…» (с известными авторами-исполнителями России) (2005), средства от реализации которых, направлены на благоустройство сквера имени ОЛЕГА НОВОСеЛОВА – бессменного директора общественной организации «Авторский Дом», родоначальника, инициатора и продюсера многих мероприятий под «маркой» Rock-Line. С 2005 года ежегодно в сквере имени Олега Новоселова проводятся «СКВЕРные СУББОТНИКИ» с участием музыкантов, журналистов и неравнодушных горожан. Неформальное движение Rock-Line заложило в городе прекрасную традицию по попечению и благоустройству этой территории.
В рамках программы «Пермский край – территория культуры» проходили выездные
фестивальные концерты: во Всеволодо-Вильве (2011 год) «ROCK-LINE над Вильвой»,
в Верхней Губахе (2012 год) «ROCK-LINE в городе-призраке» и в Березниках (2013) «ROCK-LINE в городе-авангарде». Проводились и отборочные концерты фестиваля «РОКИНГ».
Продолжается конструктивное сотрудничество с фестивалями «Беломор-Буги» (Архангельск) (с 2007 года), «Eurorock» (Германия, Дуйсбург) (с 2008 года), международным фестивалем «Эмергенза» (с 2010 года), «K!nRock» (Калининград) (2012).
В 2009 году ОО «АВТОРСКИЙ ДОМ» была учреждена премия «Латунный Винт» за вклад в фестивальное движение. Нам показалось очень важным как-то «отметить» и поблагодарить людей, которые внесли свою лепту в такое «непопулярное» явление как рок-культура (смеется). Жаль, что пока это безденежная премия, но со временем, я думаю, она может стать и таковой. В 2011 году при активном содействии Rock-Line вышел в свет документальный фильм режиссера Павла Печенкина «Дни красных Ангелов. История рок-поколения».
(киностудия «Новый Курс»). Он был представлен на многих фестивалях документального и неигрового кино.
В декабре 2012 года мы провели пробную сессию культурно-образовательного проекта
Rock-Line.lab и поняли, насколько этот формат общения с известными композиторами, продюсерами, звукорежиссерами, музыкантами, журналистами, дизайнерами важен и интересен. С той поры мы провели несколько таких образовательных сессий. Самое главное, что после этого рождаются совершенно разные другие проекты. Такие творческие лаборатории Rock-Line.lab придают какой-то удивительный импульс к продолжению творческого начала.
В 2013 году Международный фестиваль Rock-Line стал дипломантом Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards 2013 года, в номинации «Молодежные события».
У меня много идей по юбилею фестиваля. Но воплощение идей стоит денег. Масштабных идей – немалых денег (смеется). Как я и говорила, Rock-Line - разноплановый многослойный ивент, поэтому и «придумались» такие различные масштабные проекты, как «Rock-Line.ТРАНЗИТ» - отборочные фестивальные концерты в 11 городах России по Транссибу, начиная от Владивостока, заканчивая в Перми (будем надеяться, его реализация когда-нибудь станет возможной); это и, на мой взгляд, интереснейший проект «Стрит – арт в стиле Рок», который хотелось бы реализовать на одном из промышленных объектов Перми вместе с известным пермским художником Александром Жуневым; это и продолжение творческих лабораторий «Rock-Line.lab»; это создание документального фильма о 20-летней истории фестиваля ««Rock-Line. Исповедь одна на всех»; это подготовка и издание красивого достойного фотоальбома о 20-летней истории фестиваля; и, безусловно, проведение большого open-air, как всегда в конце июня (хотелось бы 3-х дневного, конечно), и еще «Rock-Line. ВОСХОЖДЕНИЕ» (выступление музыкантов на одной живописной площадке в Пермском крае, например, в Кыне, Лысьвенского района. Места там потрясающие!).
Сейчас, к сожалению, времена непростые. Многие достойные программы и проекты вынуждены сворачиваться. Хотя Rock-Line всегда было непросто, и в «тучные» времена (это я о финансовых возможностях) тоже. Но наша команда не останавливается, придумывает что-то новое и старается двигаться вперед.
Благодаря победе в конкурсе социально значимых проектов администрации Губернатора Пермского края мы совместно со студией «АВАТАР» приступили к созданию документального фильма о 20-летней истории одного из старейших фестивалей России, которым и является наш фестиваль. Этот фильм обязательно увидят все поклонники фестиваля этим летом.
Идет прием заявок на участие в летнем open-air, ведутся переговоры с гостевыми группами.
Велико, просто огромно желание издать в этом юбилейном году фотоальбом, поэтому одновременно ищем финансирование на его издание, и все новогодние каникулы мы с дизайнером Елизаветой Талавира занимались отбором фотографий, которые войдут в будущий альбом, а этих фотоматериалов, поверьте, огромное количество. Причем в этом альбоме, хотелось бы представить все «ипостаси» Rock-Line: и творческие лаборатории, и издательские проекты, такие как выход виниловой пластинки «Наша линия взлета», и историю Сквера имени Олега Новоселова.
Любой юбилей – это просто дополнительный повод показать, что сделано. А еще - придумать что-то новое. Вот мы и придумали. Ивент Rock-Line – это дело тех и для тех, кто хочет двигаться вперед, кто хочет не просто испытывать на себе отклик происходящего вокруг, а быть в центре новых СОБЫТИЙ и принимать участие в их создании! И события эти мы постараемся сделать яркими, необычными, оригинальными, поразительными – такими, воспоминания о которых помогут пережить сложные времена; - такими, которые объединяют и заряжают энергией, заставляют мечтать о новых событиях.
Rock-Line - прежде всего, безграничная коммуникативная интерактивная площадка, причем, не только для музыкантов (хотя, для них - в первую очередь). Я думаю, фестивали будут востребованы всегда, потому что всегда найдется, ЧТО и КОМУ показать, и показать «вживую», и всегда найдется ЧТО посмотреть-услышать. Интернет в данной истории, несет на себе вспомогательные функции (информационные, как правило).
Атмосферы «живого» общения людей, музыки «вживую», «живого» звука, света, палаток, запаха костра ничто не сможет заменить. Это как разговор с мамой по телефону – ты слышишь голос, ответы на вопросы «как дела, и как твое здоровье», но не видишь любимых маминых глаз, не дотрагиваешься до ее теплых и ласковых рук, настоящей человеческой радости. А вот формы фестиваля можно расширить: - т.е. предложить и другие форматы фестиваля (какие-либо анонсирующие активные акции, либо в рамках одного фестиваля (например, музыкального) предусмотреть элементы другого (например кинофестиваля или фестиваля моды). Так что и перспективы развития фестивального движения есть и в мире, и в России, и в Пермском крае (в частности)
Культурное пространство – это отражение нашей жизни. Меняемся мы – меняется отражение. Культурное пространство должно развиваться, т.к. ничто не стоит на месте.
Любой фестиваль – есть импульс к движению вперед, и амбициозное когда-то заявление «Пермь - Культурная столица» - это тоже посыл, и думаю правильный посыл, позитивный.
«Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». А «правильность и действенность» нашего фестиваля диктуются «спросом и предложением», «публикой и музыкантами» - это о том, что на этом фестивале бывает огромное количество публики (25-30 тысяч человек) и большое количество музыкантов из разных городов и стран, которые приезжают в Пермь с удовольствием…
«Борьба за бюджетные ресурсы» была и будет всегда, вне зависимости от кризиса или профицита бюджетов. При любых условиях проведение фестивалей очень важно. Другое дело в условиях, как вы называете, кризиса – к бюджету мероприятия надо подходить гипер-рачительно и целесообразно, «наступая» на горло «хотелкам» и «желалкам». Поддержка культуры (фестивали – это важная составляющая культуры!) должна осуществляться и государством, и спонсорами, и меценатами.
Если мероприятие проводится без поддержки бюджета субъекта и только за счет спонсоров – оно сразу попадает исключительно в коммерческую сферу, где приоритетным является получение прибыли, а не демонстрация чего-то нового, неизвестного, не популярного…
На мой взгляд, в Перми есть уникальные фестивали, основанные и сделанные пермскими людьми, и они давно «выросли из штанишек» региональных – это традиционные, известные не только у нас, но и за пределами не только края, но и России – это «Флаэртиана», «КАМWА», «Дягилевские сезоны», и Rock-Line тоже в их числе. У каждого из них есть своя аудитория, своя история, свое имя, свое лицо, свои цели и задачи. У каждого из них – есть тенденции и стремление развития, а это очень важно! Каждый год демонстрируется что-то новое, придумываются и находятся новые формы, одни культурные проекты органично интегрируются в другие. Например, благодаря проекту «Пермский край – территория культуры», у фестиваля Rock-Line наряду с основной сценой на Бахаревке в Перми, были выездные фестивальные концерты во Всеволодо-Вильве (2011) «Rock-Line над Вильвой», в Губахе (2012) «Rock-Line в городе-призраке», в Березниках (2013, 2014) «Rock-Line в городе-авангарде». Или во время проведения фестиваля «Флаэртиана» в 2014 году был реализован проект «Rock-Line.lab» с темой «Музыка кино».
Музыканты групп Reined (Пермь) и SoulTrane (Пермь) сочинили собственные музыкальные треки к немым фильмам Эрнста Любича – драме «Глаза мумии Ма» и комедии «Принцесса устриц», соответственно, и это было представлено на специальном показе зрителям этого фестиваля.
Вот когда фестиваль перестанет удовлетворять запросы своей аудитории и привлекать бОльшую аудиторию – наступит пора задуматься – все ли правильно делается… и меняться!
Главное – не стагнировать, не «топтаться на месте», реагировать, придумывать, сохраняя при этом свое неповторимое «лицо»! Не стОит бояться перемен – в этом и есть «живучесть» фестивалей.
На мой взгляд, практика управления фестивальными проектами должна меняться, потому как любой фестиваль – это «организм», который должен чутко реагировать на изменения в жизни, в музыке, в моде, в дизайне, в интересах и предпочтениях, в технологиях и т.д.
Очень важно, прислушиваться к молодым людям, которые «пробуют себя» на этом поприще. Зачастую их свежий взгляд продвигает фестиваль в новом, ранее не опробованном «ключе», задает новый тон, чуть меняет ракурс, при этом главные цели и задачи фестиваля остаются прежними. Безусловно, принятие решения остается за продюсером фестиваля (иначе получится «кто – в лес, кто – по дрова»). Ведь кто такой «продюсер» - это специалист, который принимает непосредственное участие в производстве проекта, регулирует (или помогает регулировать) финансовые, административные, технологические, творческие или юридические аспекты деятельности, регулирует политику при выполнении какого-либо проекта и, в конечном счете, несет персональную ответственность за успех проекта. Значит, этот человек должен разбираться в огромном количестве вопросов (вот здесь и проявляются знания и навыки идеолога, художественного руководителя, менеджера…), не знаешь сам – найди того, кто знает и разбирается в этом лучше и больше тебя. Потому что правильно расставленные приоритеты, грамотно выстроенные отношения со всеми (со своей командой единомышленников, представителями Министерства, органами правопорядка, участниками фестиваля, спонсорами, рекламодателями) – и есть ключ к успеху фестиваля. У молодых людей, как правило, такого опыта нет – и его можно получить, только «попав в среду» фестиваля, в его «кухню».
Самое главное, это понять, что ответственность, которую ты взвалил на себя, это серьезное обязательство перед людьми, которые рядом. Это твоя деловая и человеческая репутация, а она – дорогого стОит! К огромному сожалению, в последнее время многие «устроители мероприятий» об этом не задумываются…
Кстати, редакция «Pro Город» открыла новую рубрику «Аллея славы Прикамья» - цикл интервью с горожанами, которые своими достижениями прославили регион на весь мир. Первым о своей жизни «Pro Город» рассказал руководитель театра «У Моста» Сергей Федотов.