Гитаристка группы SEAGALL: «Меня в Rock-Line удивляет неиссякаемая изобретательность»
Елена Сигалова - гитаристка, композитор, аранжировщик; неоднократный лауреат различных гитарных фестивалей, официальный артист компаний Siggi Braun (Германия), ENGL (Германия), АМТ (Россия), HESU (Польша).
Создатель инструментального коллектива - группы SEAGALL, в рамках которого имеет два официальных релиза на известных российских лейблах. Группа SEAGALL – неоднократный лауреат фестиваля Rock-Line, а ее лидер – Елена Сигалова делилась знаниями и сценическим опытом на мастер-классах образовательного проекта Rock-Line.lab и фестиваля Eurorock.
Недавно Елена вернулась из Франкфурта-на-Майне, где традиционно проходила ведущая европейская крупнейшая выставка в мире музыки NAMM Musikmesse 2016. О счастливых случайностях и «случайных» закономерностях, о фестивалях, о друзьях, творческих замыслах и идеях, о Rock-Line она рассказывает сегодня в рубрике «Rock-Line. Исповедь одна на всех»
С некоторых пор я работаю эндорсером нескольких музыкальных производителей. Эндорсер – это артист, музыкант - представитель компании, которая с ним сотрудничает на определенных условиях. Компания предоставляет этому артисту свое оборудование либо бесплатно, либо по супер дискаунту, в зависимости от деталей контракта. Соответственно, ты обязан выступать с этим инструментом или оборудованием. На всех фотосессиях, видеосъемках должен представлять компанию, быть с этими гитарами, усилителями и т.д.
У нас, к сожалению, в стране сложился стереотип о том, что эндорсмент – это когда компания раздает музыкантам свое оборудование «на халяву» и все. Но сейчас, особенно после того, как я вернулась из Франкфурта, где достаточно много говорили о том, что сейчас времена для того, что можно назвать музыкальным бизнесом далеко не самые легкие. Они становятся еще труднее, и это хорошо видно по международным выставкам. Причем, страдают не только компании-производители, но и артисты, организаторы концертов, промоутеры и т.д. И на данном этапе мы все должны объединить свои усилия, стать одной командой и поддерживать друг друга всегда и во всем. И та ситуация с эндорсментом, которая была, допустим даже 5 лет назад, сейчас не возможна.
Сейчас компании вступают в эдорсментские отношения только с теми артистами, которые реально готовы с ними «тянуть лямку» общего дела, что бывает далеко не просто. Если ты, допустим, являешься представителем компании, производящей усилители, а это вещь тяжелая и хрупкая, ты просто обязан их привозить на концерты, потому что ты - лицо компании. Это история, когда артист продвигает компанию, а компания продвигает артиста. Сейчас мы все «сидим в одной лодке», мы одна команда и это неразделимо. Поэтому те молодые ребята, которые грезят об эндорсменте, должны понимать, что эндорсмент не просто большая скидка или бесплатное оборудование.
В первую очередь это огромная ответственность перед компанией. Конечность договора с артистом зависит от того, насколько долго артист интересен компании, соответствует ли артист ее уровню, является ли его творческая деятельность интересной для потенциальных покупателей. Артисту в свою очередь интересно реагирует ли компания на какие-то его пожелания, возможна ли разработка каких-то его собственных идей, небольших усовершенствований. Это не просто контракт, это сотрудничество и взаимоотношения. Все зависит от того, насколько сотрудничество интересно, а партнеры готовы и дальше идти и развиваться вместе.
Опять таки, сейчас ситуация очень сильно меняется, если раньше компании зачастую игнорировали такие вещи, т.к. артистов было много, продажи были хорошие и т.д., то сейчас времена изменились. Хорошие компании очень чутко взаимодействуют со своими артистами, если они видят для себя в этом перспективу. Поэтому очень важно качество работы и взаимодействия. Помимо меня в России есть еще несколько эндорсеров компании ENGL, в их числе такие музыканты, как Вячеслав Молчанов из группы «Кипелов» и Владимир Тупиков ex-«Монгол-Шуудан».
Кроме этого я уже более 10 лет занимаюсь организацией и проведением фестиваля гитарной музыки Guitar Player Party. Осенью у нас будет уже 45-ый фестиваль, т.к. событие проходит несколько раз в год. В нем принимает участие множество интересных гитаристов, потому что изначально основной идеей было, чтобы на одной сцене с мастерами участвовали люди, делающие первые шаги на сцене. Не то, чтобы начинающие, а даже ученики – это необыкновенно важно для молодых людей понимать, что они находятся на той же сцене и играют на том же оборудовании, находятся в тех же условиях и к ним точно такое же отношение, что и к «звездам».
И этому всему, честно говоря, я научилась у Rock-Line. Для меня было необыкновенно вдохновляющим то, как на Rock-Line относятся к любым артистам, будь ты музыкантом из маленького города, делающим свои первые шаги на сцене или уже известным.
За то время, что мы выступали на Rock-Line, я достаточно далеко продвинулась по своей «музыкальной» дороге, но я вижу, что отношение такое же теплое и внимательное. Наш фестиваль относительно маленький, но мы учимся у «больших», можно сказать у предыдущего поколения фестивалей. Учимся этому отношению, потому что особенно для молодых артистов необыкновенно важно понимать, что таким отношением организаторы фестиваля показывают музыкантам, что то, что они делают очень ценно. Очень важно как человек себя чувствует на сцене, насколько ему комфортно, насколько ему спокойно, насколько он не думает о каких-то организационных моментах, а думает только о том, как выйти и лучше сыграть. Для нас это было большим примером, и мы стараемся эту планку держать.
В частности среди молодых участников GuitarPlayer Party очень хочется отметить пермскую группу RAINED. Я с ними познакомилась, когда приезжала и проводила свои мастер-классы в рамках образовательного проекта Rock-Line: lab. Я не слышала там группу целиком, но ко мне на мастер-класс пришел гитарист Саша Бузмаков, а басист Саша Политов участвовал в финальном джеме. И ребята меня необыкновенно поразили своим энтузиазмом, безграничным любопытством ко всему, что связано с музыкой, желанием играть.
Сейчас наш фестиваль начал сотрудничать с NAMM Musikmesse Russia, это российская часть выставки NAMM Musikmesse, которая проходит каждый год в сентябре в Москве, и уже третий год мы будем проводить наш фестиваль на главной сцене этой выставки. В прошлом году по такому торжественному случаю я с огромным удовольствием пригласила группу RAINED принять участие в фестивале. Они имели на нем большой успех. Здорово, что фестивали дружат, у молодых музыкантов есть возможность себя проявить и это работает.
С моим собственным первым выходом на публику в составе коллектива SEAGALL история немного запутанная. Группа SEAGALL дебютировала в 2003 году, но мы «проиграли» буквально полгода, после чего состав был распущен. Тот состав, который есть сейчас, за исключением басиста, пришедшего позже, собрался в 2004 году. С тех пор мы вместе идем творческим путем, а в 2014 году отметили 10-летие большим концертом в Москве, с участием интереснейших артистов-гостей – танцоров, музыкантов, а также необыкновенно талантливых девчонок из детского фолк-трио «Жаворонки». Это было событийное мероприятие.
Надо сказать, что в начале нашей творческой истории мы находились в положении, когда на людей играющих инструментальную музыку смотрели как на «зеленых человечков» с Марса (смеется). Когда мы приходили в клубы, или заявлялись на какие-то фестивали, нас спрашивали, что мы играем. Когда слышали в ответ – «инструментал» – взгляд людей был неописуем, на нас смотрели как на «тихих психов», общающихся на непонятном языке (смеется). В результате эта история привела к идее создания собственного инструментального фестиваля.
Возникла идея консолидации людей, занимающихся инструментальной музыкой. Одному сложно пробиться, а если собраться впятером, то уже можно предлагать клубам делать инструментальные концерты «под ключ». Постепенно это все переросло в фестиваль, причем, как-то само собой. В этом не было ничего революционного, идея витала в воздухе, это было необходимостью и не могло не родиться. Так и возник GuitarPlayer Party.
Надо сказать, что крупные фестивали, по моим наблюдениям, достаточно долго игнорировали это направление, это ответвление в музыке. Для нас большим прорывом был фестиваль «Беломор-Буги» в 2009 году, где мы достаточно успешно выступили. Там же я познакомилась с Еленой Зориной-Новоселовой. После этого начались какие-то взаимные процессы. Существует содружество и партнерство фестивалей разных городов: Беломор-Буги, Rock-Line, EuroRock, K!nRock и т.д.
Точно такое же случайно-неслучайное знакомство произошло с организатором EuroRock Петером Буршем на Rock-Line, после чего я была им приглашена в качестве консультанта для проведения гитарных мастер-классов в рамках его фестиваля и выступить в финальном концерте.
А уже после этого началась «движуха», стоило нам только попасть в тусовку Rock-Line. Это было большим стимулом для меня, как для музыканта и как для организатора, было много чему поучиться, было на кого посмотреть. Я люблю учиться: и когда вижу выступления «больших» музыкантов, и когда нахожусь на большом хорошо организованном фестивале. Всегда замечаю какие-то вещи, которые здорово было бы сделать, чтобы улучшить, усовершенствовать, претворить в жизнь в моих проектах.
Мне удивительно, что сейчас многие молодые музыканты считают, что с появлением интернета достаточно снять видео, выложить его на YouTube, и сразу «придет слава и популярность» (смеется). К большому сожалению это работает уже не так эффективно, как раньше. Ничего и никогда не заменит того вдохновения, ощущений и той отдачи, которую дает живое выступление. Безусловно, в какие-то моменты это дискомфорт, дорога и т.д.
Ребята, вы же музыканты, вы должны понимать, что это часть вашей профессии, это возможность попасть в потрясающую, творческую, вдохновляющую среду, которая не только дает возможности молодым музыкантам быть услышанными, но и вдохновиться, познакомиться с «братьями по цеху» из других городов, встретиться с единомышленниками. Есть большая вероятность, когда одна группа может пригласить другую и наоборот. Все это возникает из эпицентра под названием «фестиваль» и Rock-Line - один из главных таких фестивалей.
Мы несколько раз выступали на Rock-Line и каждый раз это большое событие, которого ждешь с нетерпением. Самым запоминающимся для меня, наверное, стало наше выступление во Всеволодо-Вильве. Это было беспрецедентное событие. Когда мне Лена рассказала об этой идее впервые, честно говоря, я про себя подумала, что это какая-то фантастическая история, что такого просто не может быть. Знала Лену, знала, что если она сказала – она сделает, но все равно поверить в это было невозможно.
Но все это - «полная хрень» по сравнению с теми впечатлениями, которые я получила, как только увидела это место. Это совершенно какой-то «космос», другая планета. На подъезде к этому месту, всей красоты не видно, виден только карьер, а когда переваливаешь через «гребень», твоим глазам вдруг открывается невероятно голубое озеро. Ты начинаешь себя щипать за все места, потому что не можешь поверить, что это существует на этой планете. А когда я увидела, что там, на озере, плавает сцена – я просто «проглотила язык».
До сих пор считаю, что Елена Зорина-Новоселова из Хогвартса, т.к. делает невозможные вещи, извлекает их в реальность из мира фантазии. У нее есть, наверное, какие-то заклинания для этого (смеется). В общем, это было что-то совершенно невероятное.
Я – «человек воды» и эти 70 с лишним метров под сценой меня так «штырили», что я несколько раз ловила себя на том, что начинала просто орать в то время, когда я играла, от распирающих меня эмоций и энергетики. Просто вопить, как это делают люди от счастья и ужаса на американских горках. У меня захватывало дух, выбивало мое осознание, я была сплошная эмоция, сплошная энергия, у меня нет слов, чтобы это описать. Ощущения были совершенно невероятного уровня, и я безумно благодарна, что это было в моей жизни, что я это пережила!
Вторая невероятная эмоция – это люди Rock-Line. В обмене энергиями должно быть две стороны, публика - та самая часть, которая возвращает музыканту назад на сцену все то, что он отдает залу. Все эти невероятные люди, конечно, сокровище. Не могу не рассказать о том, что пермский street-art художник Олег Иванов, будучи вдохновленный моим сценическим образом, когда я была в дредах , создал некий арт-объект и назвал его «Сигалофон» - это телефонная будочка изображает меня с «открытой в экстазе пастью», как я это люблю в сценическом «угаре» (смеется).
Мы общались по интернету, и он почему-то боялся, что мне это не понравится. Но я пришла в дикий восторг, потому что я творческий человек и мне такие вещи просто невероятно нравятся. Как настоящий художник он «поймал» мой сценический образ и, когда ты видишь «себя» в воображении другого творческого человека, то думаешь – и такая я тоже бываю. После переписки мы повстречались в наш очередной приезд на Rock-Line, организовали фотосессию рядом с этим арт-объектом, теперь у меня есть маленький персональный «памятничек» в Перми (смеется). За что я просто безумно благодарна Олегу и жду очередной встречи с ним.
Возвращаясь к Rock-Line, хочется сказать, что за то время, что я знаю о его существовании и слежу за всеми событиями, которые происходят вокруг него, видела много разных ситуаций, что происходит не только вокруг фестиваля, но и в целом в Пермском крае. Много было тяжелых, смутных, непонятных времен.
Все, что сейчас происходит с музыкой как таковой, с концертами, фестивалями – ни для кого не секрет, что с каждым днем все труднее это поддерживать. Именно в такое время, когда люди не знают что будет завтра, когда люди боятся будущего, того что будет завтра, фестиваль с такой длительной историей становится необходимым элементом стабильности. Важно знать, что это жило, живет до сих пор, растет, развивается и стремится к лучшему, сохранив все то лучшее, что было – фестиваль сохранил и свое лицо и свой дух, открытость для публики и молодых музыкантов. Это один из немногих, если не единственный фестиваль на котором это ощущение носится в воздухе – сейчас это особенно важно. Людям необходимо понимать, что есть что-то, за что они могут морально держаться, какая-то основа, которая стоит и стоит крепко. Рок стоит как скала.
Меня в Rock-Line удивляет неиссякаемая изобретательность и поток творческой энергии, которая там бурлит. Казалось бы, делай себе фестиваль раз в год, в какой-то момент все идет уже по накатанной схеме, могу сказать как организатор. Есть оборудование, есть команда, которая работает и т.д., ан, нет. Rock-Line этого недостаточно, постоянно происходят какие-то новые «штуки», новые «придумки». Возник образовательный проект Rock-Line: lab, связанный с фестивалем. Насколько я знаю, готовится фильм о фестивале: его история, люди, музыка, ситуации, настроение.
Сейчас готовится фотоальбом, который посвящен фестивалю. И это будет не просто сувенирно-подарочный альбом, это будет какой-то грандиозный проект, который отражает историю и персонажей фестиваля. Это будет огромная книга, целый фолиант, что называется – «история в руках», к которой можно прикоснуться, которую можно ощутить и испытать необычайный драйв! Еще меня необыкновенно поразил проект, когда молодые музыканты сочиняли музыку к немым фильмам, совершенно потрясающая история. Что уже говорить о Всеволодо-Вильве, городе-призраке Губахе и городе-авангарде Березниках.
Rock-Line – это эпицентр, где все «бурлит», постоянно возникают какие-то новые идеи. На этом фестивале нет статики, когда из года в год фестивали не отличаются друг от друга. Здесь же каждый год происходит что-то новое, удивительное и удивляющее. Для меня Rock-Line – это вдохновение! Я приезжаю с него наполненная таким количеством впечатлений и идей, которые меня потом в каком-то смысле «кормят», дают пищу для какой-то моей собственной деятельности, как творческой, музыкальной, так и организационной, образовательной, до следующего Rock-Line. Я буквально живу и дышу этим вдохновением, а Rock-Line – его неиссякаемый источник!
Все интервью с пермяками и гостями города вы можете прочитать в разделе «Интервью» на сайте progorod59.ru.