Wildberries и Ozon в ауте: в России поменяют правила игры для маркеплейсов

18.12.2024, 20:30 , Ольга Колина

В России планируется изменить правила работы для маркетплейсов, агрегаторов услуг и сервисов бронирования. Об этом сообщил заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Григоренко во время открытого диалога «100 вопросов о будущем России» 17 декабря. Новый закон направлен на предотвращение монополизации и недопустимого повышения цен, а также на борьбу с потребительским экстремизмом, уверены эксперты URA.RU.

«Цифровые платформы стали устоявшейся бизнес-моделью, которая активно развивает рынок», — отметил Григоренко.

Однако этот быстро развивающийся сегмент сталкивается с проблемами, такими как обеспечение качества товаров и услуг, а также случаи мошенничества.

В ходе диалога с ведущей Ольгой Ушаковой обсуждались вопросы, поступившие от граждан из разных регионов. Темы включали развитие портала Госуслуг, борьбу с кибермошенничеством и будущее цифровых платформ. Также упоминались меры по защите абонентов от телефонного мошенничества, такие как маркировка звонков от юридических лиц и внедрение систем блокировки мошеннических действий.
Основным вопросом стал закон о «платформенной» экономике, который сейчас разрабатывается. Григоренко пояснил, что речь идет о регулировании работы маркетплейсов, агрегаторов и сервисов доставки. Законопроект планируется представить в Госдуму весной.

На данный момент законопроект обсуждается с представителями бизнеса. В частности, рассматриваются вопросы проверки продавцов на маркетплейсах через специальный реестр, наличие сертификатов и лицензий, а также обязательства по предоставлению информации о товарах и услугах. Законопроект также включает меры против кибермошенничества и недобросовестных участников рынка.

Инициатива направлена на защиту интересов как потребителей, так и поставщиков товаров и услуг, пояснил генеральный директор АНО «Цифровые платформы» Арсений Щельцин. «Цифровые платформы представляют собой перспективную бизнес-модель, объединяющую множество поставщиков и потребителей», — добавил он.

Однако существуют риски монополизации в определенных секторах. Это может привести к доминированию платформ на рынке, что позволяет им произвольно повышать цены. Щельцин привел пример работы агрегаторов такси: они не несут ответственности за безопасность пассажиров, так как фактически не являются перевозчиками.

Монополисты могут неправильно выстраивать отношения с пользователями и изменять условия сотрудничества без предупреждения. Это негативно сказывается как на поставщиках услуг, так и на потребителях. Новый закон должен помочь решить эти проблемы.

Интернет-омбудсмен при президенте РФ Дмитрий Мариничев также поддержал необходимость нового законодательства для защиты интересов россиян. Он отметил важность систематизации правил для производителей и поставщиков товаров и услуг в условиях растущего потребительского экстремизма.

«Маркетплейсы стали важными игроками на рынке дистрибуции товаров и услуг, поэтому их деятельность необходимо привести в соответствие с законодательством», — подчеркнул Мариничев.

С его точки зрения, новое регулирование также принесет выгоду государству в виде увеличения налоговых поступлений при справедливом исполнении правил игры.