В торговых точках столицы наблюдается усиление явления шринкфляция – сокращение веса товаров без изменения цены.
Этот вывод был сделан в штабе заместителя спикера Госдумы Бориса Чернышова после проверки сетевых универсамов. Результаты ссылаются на пресс-релиз, опубликованный на сайте "Ленты.ру".
В 2023 году 87% молочной продукции были упакованы в контейнеры объемом 925-950 мл, а 97% круп расфасованы по 450 и 900 г. Очевидно, что все это было схоже с обычными стандартами 1 л, 500 г и 1 кг. В 2024 году появились новые уловки: молоко и кефир стали упаковывать по 800-830 мл, при этом на 13% бутылок и упаковок указан вес, но не объем, сообщает pnz.ru.
Этому явлению не избежали и товары, которые недавно имели доброе имя. Например, минеральная вода и квас теперь продаются в бутылках на 1,42 л вместо 1,5 л, а соки продаются в пакетах по 850 мл, которые невозможно отличить от литровых.
Существуют и другие хитрости. Маркетологи начали экспериментировать со шрифтами: емкость упаковки указана ярко, тогда как содержание внутри написано мелкими цифрами.
Таким образом, на этикетке бутылки холодного чая указано 0,5 л, но внутри содержится лишь 0,4 л, 0,5 л коньяка на самом деле 0,475 л, и вместо 0,33 л пива покупателю дают только 0,275 л.
Еще одним проявлением шринкфляции является снижение качества продукции. Например, в шоколаде за последний год начали добавлять на 1-2% больше растительных масел. Среди непродовольственных товаров наиболее ярким примером являются бумажные полотенца с меньшим числом слоев и более тонкими листами.
"Очевидно, что за прошедший год шринкфляция перестала быть экзотическим термином и превратилась в реальность нашей повседневной жизни. Производители и маркетологи не собираются прекращать использовать относительно честные способы лишения населения денег, для них в этом вопросе нет почти никаких ограничений", – подчеркнул Борис Чернышов.
По его мнению, единственным способом борьбы может быть корректировка законодательства. Тем не менее, проект о "честной цене" был отклонен Госдумой. Так что гражданам остается только жаловаться на нечестных производителей.
В Европейском союзе ситуация не лучше, но там более распространена скимпфляция - явление, при котором сразу сокращается качество продукции и повышаются цены. Например, в Нидерландах цены на самые востребованные товары увеличились в 2,5-3 раза.