Ученые выяснили, как мозг реагирует на убеждения - следуя "принципу Анны Карениной"

16.11.2024, 15:00 , Ольга Колина

Исследователи НИУ ВШЭ выявили различия в мозговой активности у легко и трудно убеждаемых людей

Команда ученых из НИУ ВШЭ провела исследование нейромеханизмов убеждения. Они сравнили мозговую активность у тех, кто поддается влиянию доводов экспертов, и у тех, кто сопротивляется убедительной аргументации. Результаты опубликованы в журнале PNAS, сообщает источник.

В ходе исследования участникам демонстрировали выступление эксперта о вреде сахара. Функциональная магнитно-резонансная томография позволила получить полное представление о нейронной активности у различных групп. Специалисты применили метод межсубъектных корреляций, чтобы определить схожесть мозговой активности у испытуемых при прослушивании мнения эксперта.

В эксперименте приняли участие 50 человек. Исследование состояло из двух этапов. Сначала участникам предложили оценить три типа продуктов — содержащие сахар, без сахара и несъедобные товары — и установить максимальную цену для каждого из них. Затем они прослушали 7-минутную лекцию о вреде сахара и снова оценили те же продукты.

Результаты показали, что часть участников изменила свое мнение в сторону более здорового питания. У этой группы разнообразие мозговой активности было выше, особенно в нижних отделах лобной коры — области, ответственной за принятие решений и социальное познание. У тех, кто остался критичен к доводам эксперта, мозговая активность была более унифицированной и концентрировалась в областях, связанных с саморефлексией и критическим анализом.

«Мы использовали уникальный метод изучения сходства нейронной активности у группы людей — межсубъектные корреляции активности мозга. Результаты нашего исследования можно назвать “эффектом Анны Карениной”: люди, равнодушные к аргументам, реагируют на речь эксперта одинаково, а те, кто поддается убеждению, реагируют по-разному. Это говорит о том, что эффективное сообщение адаптируется под индивидуальные особенности слушателей, обращаясь к значимым для них аспектам», — поясняет руководитель проекта, заведующий Международной лабораторией социальной нейробиологии Василий Ключарев.

Интересно, что участники, на которых повлияла лекция эксперта, были готовы больше заплатить за полезную еду, при этом их отношение к сахарсодержащим продуктам не изменилось. Ученые считают, что это связано с тем, что в конце лекции подчеркивались преимущества здорового питания, а не вред сахара. Именно последняя информация обычно запоминается лучше всего.