Теперь не за наличные и не по карте: с 31 августа в транспорте вводят новый способ оплаты

30.08.2024, 11:00 , Ольга Колина

Конкуренция за пассажиров в Санкт-Петербурге способствовала появлению новых способов оплаты проезда.

Теперь жители города имеют возможность выбирать из различных методов оплаты в общественном транспорте, что порой вызывает интерес и путаницу. На выбор доступны многочисленные проездные и варианты оплаты картами, сообщает ДП.ру.

Оплатить проезд можно с помощью транспортной карты «Подорожник», «Единой карты петербуржца» (ЕКП), карт платежной системы «Мир», а также других банковских карт. Однако каждому из этих методов соответствуют разные тарифы, что может сбивать с толку пассажиров.

Например, в наземном транспорте стоимость поездки по карте «Подорожник» составляет 44 рубля, по ЕКП — 42 рубля, через мобильное приложение ЕКП — 40 рублей, а оплата картой «Мир» или её мобильной версией также стоит 44 рубля. В метро скидок по карте «Мир» нет, а тарификация по ЕКП действует одинаково на физическую и виртуальную карту.

Город предлагает широкий ассортимент способов оплаты, что делает использование общественного транспорта максимально удобным для горожан. В Санкт-Петербурге доступны все современные методы безналичной оплаты. ГКУ «Организатор перевозок» сообщило о тестировании возможности оплаты через систему быстрых платежей и мобильное приложение.

Илья Резников, эксперт по транспортному развитию из ООО «Лабград», отмечает, что разнообразие тарифов и методов оплаты является правильным подходом и соответствует мировой практике. Оплата с использованием банковских карт, электронных кошельков или проездных часто оказывается дешевле наличных расчетов, что способствует большей прозрачности и уменьшению доли «серых» схем.

Однако кто покрывает разницу в тарифах для пассажиров?

Система оплаты в Петербурге может показаться сложной для пользователей. Трудно понять, кто именно выигрывает — возможно, интересы банков, заключивших специальные соглашения с городом, предполагает эксперт. Тем не менее, у пассажиров есть возможность выбирать более выгодные способы оплаты.

Источник в Смольном сообщил, что банки-эквайеры и платежная система «Мир» активно содействуют распространению оплаты банковскими картами. Скидки на разовый проезд, оплаченный картой, компенсируются путем программ «Мир».

«Эти меры направлены на привлечение дополнительных средств от пользователей банковских карт и платежной системы 'Мир'. В Санкт-Петербурге ежегодно совершается около 1,5 миллиарда поездок на сумму около 80 миллиардов рублей. Значительная часть этих средств не доходит до перевозчиков, поэтому они активно мотивируют пассажиров», — отметил источник в 'ДП' из Смольного.

Пресс-служба ЕКП сообщила 'ДП', что размеры тарифов, скидок и их инициаторов зависят от типа транспорта. Например, разница в 23 рубля между стандартным тарифом в метро (70 рублей) и тарифом по ЕКП (47 рублей) перекрывается за счет бюджета города. В наземном транспорте стандартная стоимость составляет 65 рублей, а тариф по ЕКП — 42 рубля при оплате пластиковой картой и 40 рублей при использовании смартфона с эмулированной картой ЕКП.

Эта разница субсидируется как городом, так и АО «НСПК» (оператор платежной системы «Мир»).

Определить точный срок действия скидок сложно. Это зависит от успешности достигнутых соглашений или изменений в городской администрации. В ЕКП сообщили, что тарифы на наземный и подземный транспорт останутся неизменными до конца 2024 года. Решение по тарифам на 2025 год будет принято в декабре 2024 года.

Напомним, что с 2023 года стоимость поездки по ЕКП в метро на 2 рубля ниже, чем по «Подорожнику», в отличие от разницы в 10 рублей, существовавшей в 2022 году.

Как ранее сообщалось в "ДП", отмена значительных скидок по ЕКП была ожидаемой: разнообразие тарифов, зависящих от метода оплаты, неизбежно потребовало бы увеличения субсидий для перевозчиков за счет бюджета города. Уравнивание тарифов помогает избежать конфликта между «Подорожником» (управляемой городской администрацией) и ЕКП — проектом ЦБ РФ (единственного акционера АО «НСПК»).