Конкуренция за пассажиров в Санкт-Петербурге привела к более широкому выбору способов оплаты проезда.
Теперь жители города могут использовать разнообразные методы оплаты в общественном транспорте, что иногда вызывает интерес и путаницу. Предоставляются различные проездные и способы оплаты через карты, сообщает ДП.ру.
Для оплаты проезда пассажиры могут использовать транспортную карту «Подорожник», «Единую карту петербуржца» (ЕКП), карты платёжной системы «Мир» и другие банковские карты. Однако для каждого из вариантов есть свои тарифы, что может сбивать с толку.
К примеру, в наземном транспорте стоимость проезда через карту «Подорожник» составляет 44 рубля, через ЕКП — 42 рубля, при использовании мобильного приложения ЕКП — 40 рублей, а через карту «Мир» или её мобильную версию — 44 рубля. В метрополитене скидки по карте «Мир» не действуют, а тарификация по ЕКП одинаково применяется к физической и виртуальной карточкам.
Город предлагает широкий спектр способов оплаты, что делает использование общественного транспорта более удобным для граждан. Все современные методы безналичной оплаты доступны в Санкт-Петербурге. ГКУ «Организатор перевозок» проинформировало о тестировании системы быстрых платежей и мобильного приложения для оплаты.
Илья Резников, эксперт по транспортному развитию из ООО «Лабград», отметил, что наличие различных тарифов и способов оплаты — это нормальная практика. Оплата с помощью банковских карт, электронных кошельков или проездных часто оказывается дешевле, чем наличные, что улучшает прозрачность и снижает долю «серых» схем.
Кто же компенсирует разницу в тарифах для пассажиров?
Система оплаты в Петербурге может показаться запутанной для пользователей. Трудно определить, чьи интересы здесь доминируют — возможно, интересы банков, которые заключают специальные соглашения с городом, предполагает эксперт. Тем не менее, пассажиры могут выбирать более выгодные способы оплаты.
По информации из Смольного, банки-эквайеры и платёжная система «Мир» активно работают над продвижением оплаты банковскими картами. Скидка на разовый проезд при расчетах банковской картой компенсируется платёжной системой «Мир».
«Эти меры направлены на привлечение дополнительных средств от пользователей банковских карт и ПС 'Мир'. В Петербурге ежегодно совершается около 1,5 миллиарда поездок на сумму около 80 миллиардов рублей. Значительная часть этих средств не поступает в компании, поэтому они активно стимулируют пассажиров», — сообщил источник 'ДП' в Смольном.
Пресс-служба ЕКП уточнила 'ДП', что тарифы, размеры скидок и их инициаторы зависят от вида транспорта. Например, разницу в 23 рубля между стандартным тарифом в метро (70 рублей) и тарифом по ЕКП (47 рублей) покрывает город. В наземном транспорте стандартная стоимость составляет 65 рублей, тогда как по ЕКП — 42 рубля при оплате пластиковой картой и 40 рублей при использовании смартфона с эмулированной картой ЕКП.
Эта разница субсидируется как городом, так и АО «НСПК» (оператор платёжной системы «Мир»).
Определить точный срок действия скидок непросто. Это зависит от успешности достигнутых соглашений или изменений в городской администрации. В ЕКП сообщили, что до конца 2024 года тарифы на наземный и подземный транспорт будут оставаться неизменными. Решение по тарифам на 2025 год будет принято в декабре 2024 года.
Напомним, что начиная с 2023 года, стоимость поездки по ЕКП в метро составляет всего на 2 рубля меньше, чем по «Подорожнику», тогда как в 2022 году разница составляла 10 рублей.
Как ранее сообщал "ДП", отмена значительных скидок по ЕКП была ожидаемой: разнообразие тарифов в зависимости от способа оплаты неизбежно потребовало бы увеличения субсидий для перевезённых за счёт городского бюджета. Выравнивание тарифов помогает избежать конфликта между «Подорожником» (под контролем городской администрации) и ЕКП — проектом ЦБ РФ (единственным акционером АО «НСПК»).