Конкуренция за пассажиров в Санкт-Петербурге привела к увеличению разнообразия способов оплаты проезда.
Пассажиры общественного транспорта в городе теперь могут выбирать из множества методов оплаты, что вызывает интерес и иногда путаницу. На выбор предлагаются различные проездные и методы оплаты с помощью карт, сообщает ДП.ру.
Оплатить проезд можно с помощью транспортной карты «Подорожник», «Единой карты петербуржца» (ЕКП), карт платёжной системы «Мир», а также других банковских карт. Однако для каждого из этих вариантов предусмотрены свои тарифы, что может запутать пассажиров.
Например, в наземном транспорте стоимость поездки по карте «Подорожник» составляет 44 рубля, по ЕКП — 42 рубля, через мобильное приложение ЕКП — 40 рублей, а по карте «Мир» или её мобильной версии — 44 рубля. В метро скидок по карте «Мир» нет, а тарификация по ЕКП одинаково действует как на физическую, так и на виртуальную карту.
Город предлагает широкий выбор методов оплаты, что делает пользование общественным транспортом максимально удобным для жителей. Все современные способы безналичной оплаты доступны в Петербурге. ГКУ «Организатор перевозок» сообщило о тестировании возможности оплаты через систему быстрых платежей и мобильное приложение.
Илья Резников, эксперт по транспортному развитию из ООО «Лабград», считает, что многообразие тарифов и способов оплаты — это правильный подход и общепринятая практика. Оплата с использованием банковских карт, электронных кошельков или проездных билетов часто обходится дешевле, чем за наличные, что способствует большей прозрачности и снижению доли «серых» схем.
Кто же покрывает разницу в тарифах для пассажиров?
Система оплаты в Петербурге может показаться сложной для пользователей. Трудно понять, чьи интересы преобладают — возможно, интересы банков, заключающих специальные соглашения с городом, предполагает эксперт. Тем не менее, пассажиры могут выбирать более выгодные методы оплаты.
Источник в Смольном указал, что банки-эквайеры и платёжная система «Мир» занимаются продвижением оплаты банковскими картами. Скидка на разовый проезд при расчёте банковской картой компенсируется платёжной системой «Мир».
«Эти меры направлены на привлечение дополнительных средств от пользователей банковских карт и ПС 'Мир'. В Петербурге ежегодно осуществляется около 1,5 миллиарда поездок общей стоимостью около 80 миллиардов рублей. Значительная часть этих средств не доходит до компаний, поэтому они активно стимулируют пассажиров», — сообщил источник 'ДП' в Смольном.
Пресс-служба ЕКП отметила 'ДП', что тарифы, размер скидок и их инициаторы зависят от типа транспорта. Например, разницу в 23 рубля между стандартным тарифом в метро (70 рублей) и тарифом по ЕКП (47 рублей) покрывает город. В наземном транспорте стандартная стоимость составляет 65 рублей, а по ЕКП — 42 рубля при оплате пластиковой картой и 40 рублей при использовании смартфона с эмулированной картой ЕКП.
Эта разница субсидируется как городом, так и АО «НСПК» (оператор платёжной системы «Мир»).
Определить точный срок действия скидок сложно. Это зависит от успеха достигнутых договорённостей или изменений в городской администрации. В ЕКП заявили, что до конца 2024 года тарифы на наземный и подземный транспорт останутся неизменными. Решение по тарифам на 2025 год будет принято в декабре 2024 года.
Напомним, что с 2023 года стоимость поездки по ЕКП в метро всего на 2 рубля ниже, чем по «Подорожнику», в отличие от разницы в 10 рублей, существовавшей в 2022 году.
Как сообщал "ДП", отмена значительных скидок по ЕКП была ожидаема: многообразие тарифов в зависимости от метода оплаты неизбежно потребовало бы увеличения субсидий для перевозчиков за счёт городского бюджета. Выравнивание тарифов помогает избежать конфликта между «Подорожником» (под управлением городской администрации) и ЕКП — проектом ЦБ РФ (единственного акционера АО «НСПК»).