Теперь не по карте и не за наличные: в общественном транспорте вводят неожиданный способ оплаты

06.08.2024, 11:00 , Ольга Колина

За различием способов оплаты проезда в Петербурге стоит конкуренция за пассажира

Жителям и гостям Петербурга, пользующимся общественным транспортом, предоставлено широкое разнообразие вариантов оплаты проезда, что вызывает как зависть, так и некоторую путаницу. Помимо большого количества проездных билетов, включая разовые, доступно множество способов оплаты с использованием карт, сообщает ДП.ру.

На выбор предлагаются транспортная карта "Подорожник", "Единая карта петербуржца" (ЕКП), карты платёжной системы "Мир" и любые другие банковские карты. Однако у каждого способа свой тариф, что может запутать пассажира.

Например, в наземном транспорте поездка по карте "Подорожник" стоит 44 рубля, по ЕКП — 42 рубля, через приложение ЕКП на мобильном устройстве — 40 рублей, а по физической карте "Мир" или её мобильной версии — 44 рубля. В метро скидок по карте "Мир" нет, а по ЕКП тарифы действуют без разделения на физическую и виртуальную карты.

В Петербурге создано обширное билетное меню и разнообразные способы оплаты проезда, что обеспечивает удобство для граждан. В городе представлены все существующие способы оплаты, включая современные безналичные методы. Как сообщили в ГКУ "Организатор перевозок", в настоящее время проводится пилотирование и тестирование оплаты через систему быстрых платежей и мобильное приложение.

По мнению эксперта по транспортному развитию территорий из ООО "Лабград" Ильи Резникова, это называется "развитое тарифное меню" и является правильным шагом, который широко распространен. Оплата банковской картой, электронным кошельком или проездным билетом дешевле, чем наличными, что способствует повышению прозрачности оплаты и борьбе с серыми схемами.

Кто покрывает разницу в тарифах для пассажиров?

"Система оплаты в Петербурге кажется малопонятной для пассажиров. Чьи интересы при этом выходят на первый план, сказать сложно. Вероятно, определённых банков, ведь они договариваются с городом на разных условиях, — комментирует эксперт. — Пассажиры, однако, тоже могут выбрать варианты экономии, что, в сущности, неплохо."

Источник в Смольном уточняет, что продвижение оплаты банковскими картами осуществляется банками-эквайерами и платёжной системой "Мир". Скидка на разовый проезд при оплате банковской картой покрывается ПС "Мир".

"Эти действия действительно направлены на привлечение дополнительных денежных потоков от пассажиров, использующих карты банков и ПС 'Мир'. В Петербурге ежегодно осуществляется около 1,5 миллиарда поездок с общим оборотом в 80 миллиардов рублей. Заметная часть этих средств проходит мимо них, поэтому они стараются стимулировать пассажиров", — рассказал собеседник 'ДП' в Смольном.

В пресс-службе ЕКП объяснили 'ДП', что тарифы, размеры скидок и их инициаторы зависят от вида транспорта. Для примера, разницу в 23 рубля между стандартным тарифом в метро (70 рублей) и тарифом по ЕКП (47 рублей) покрывает город. В наземном транспорте стандартный тариф составляет 65 рублей, а по ЕКП — 42 рубля при оплате пластиковой картой и 40 рублей через смартфон с эмулированной картой ЕКП.

Разницу субсидируют как город, так и АО 'НСПК' (оператор платёжной системы 'Мир').

Насколько долго будут действовать эти скидки, никто с уверенностью не скажет. Возможно, до тех пор, пока стороны смогут договариваться, или пока не произойдёт смена команды городских управленцев, после чего договариваться не получится. В ЕКП заверили, что до конца 2024 года тарифы на наземный и подземный транспорт останутся неизменными. Решение о тарифах на 2025 год и о субсидировании примут в конце декабря 2024 года.

Напомним, с 2023 года поездка по ЕКП в метро стоит лишь на 2 рубля дешевле, чем по 'Подорожнику', по сравнению с 10-рублёвой разницей в 2022 году.

Как отмечал 'ДП', отмена крупных скидок по ЕКП была предсказуема: разнообразие тарифной линейки в зависимости от способа оплаты рано или поздно вынуждало бы увеличивать субсидии перевозчикам из городского бюджета. Выравнивание тарифов помогает избежать конфликта между 'Подорожником' (находящимся в ведении городской администрации) и ЕКП — проектом ЦБ РФ (единственного акционера АО 'НСПК').

По словам источника в транспортном блоке Смольного, приоритет города — это оплата разовых и многоразовых поездок с использованием физической и виртуальной карты 'Подорожник', преимущественно с предоплатой поездок. Этот приоритет поддерживается предоставлением самых низких тарифов.