Конкуренция за пассажиров в Санкт-Петербурге привела к расширению числа способов оплаты проезда. Теперь граждане, использующие общественный транспорт, могут выбирать из множества вариантов оплаты, что иногда вызывает интерес, а иногда и путаницу. На выбор доступны различные проездные и способы оплаты картами, сообщает ДП.ру.
Проезд можно оплатить с помощью транспортной карты «Подорожник», «Единой карты петербуржца» (ЕКП), карт платежной системы «Мир» и других банковских карт. Однако каждый из этих методов имеет свои тарифы, что может запутать пользователей.
К примеру, в наземном транспорте стоимость проезда по «Подорожнику» составляет 44 рубля, по ЕКП — 42 рубля, через мобильное приложение ЕКП — 40 рублей, а по карте «Мир» или её мобильной версии — 44 рубля. В метро скидки для держателей карты «Мир» не применяются, при этом тарифы по ЕКП действительны как для физических, так и для виртуальных карт.
Город предоставляет широкий выбор способов оплаты, что делает использование общественного транспорта более удобным для жителей. В Санкт-Петербурге доступны современные решения для безналичной оплаты. ГКУ «Организатор перевозок» сообщило о тестировании возможности оплаты через систему быстрых платежей и мобильное приложение.
Илья Резников, эксперт по транспортному развитию из ООО «Лабград», отметил, что наличие разнообразия тарифов и платежных методов является разумным подходом и стандартной практикой. Использование банковских карт, электронных кошельков или проездных билетов часто оказывается дешевле, чем оплата наличными, что способствует большей прозрачности и уменьшению количества «серых» схем.
Кто же покрывает разницу в тарифах для пассажиров?
Система оплаты в Петербурге может показаться запутанной для пользователей, поскольку не всегда очевидно, чьи интересы превалируют — возможно, интересы банков, которые заключают специальные соглашения с городом, предполагает эксперт. Тем не менее, пассажиры могут выбрать более выгодные методы оплаты.
Источник в Смольном сообщил, что банки-эквайеры и платежная система «Мир» активно продвигают оплату с помощью банковских карт. Скидка на разовый проезд при использовании банковских карт компенсируется платёжной системой «Мир».
«Эти инициативы направлены на привлечение дополнительных финансов от пользователей банковских карт и ПС 'Мир'. В Петербурге ежегодно совершается около 1,5 миллиарда поездок с общей стоимостью примерно 80 миллиардов рублей. Большая часть этих средств не доходит до транспортных компаний, поэтому они активно поощряют пассажиров», — рассказал источник 'ДП' в Смольном.
Пресс-служба ЕКП подчеркнула 'ДП', что тарифы, размеры скидок и их инициаторы различаются в зависимости от конкретного вида транспорта. Например, разницу в 23 рубля между стандартным тарифом в метро (70 рублей) и тарифом по ЕКП (47 рублей) компенсирует город. В наземном транспорте стандартная стоимость составляет 65 рублей, тогда как по ЕКП она — 42 рубля при оплате пластиковыми картами и 40 рублей при использовании смартфона с эмулированной картой ЕКП.
Эта разница субсидируется как городом, так и АО «НСПК» (оператор платёжной системы «Мир»).
Установить точный срок действия скидок сложно. Это зависит от успешности достигнутых соглашений или изменений в городской администрации. В ЕКП сообщили, что до конца 2024 года тарифы на наземный и подземный транспорт останутся на прежнем уровне. Решение по тарифам на 2025 год будет принято в декабре 2024 года.
Отметим, что с 2023 года стоимость проезда по ЕКП в метро лишь на 2 рубля ниже, чем по «Подорожнику», в отличие от разницы в 10 рублей, существовавшей в 2022 году.
Как сообщал "ДП", отмена больших скидок по ЕКП была ожидаема: разнообразие тарифов в зависимости от способа оплаты требовало бы увеличения субсидий для перевозчиков за счет городского бюджета. Выравнивание тарифов помогает избежать конфликта между «Подорожником» (управляемым городской администрацией) и ЕКП — разработкой Центрального банка России (единственного акционера АО «НСПК»).